Заказать консультацию

Не ходите, дети, в школу!.. — вредная и полезная статья

Как заставить ребенка учиться? — пожалуй, один из самых обсуждаемых вопросов среди родителей школьников. Сравниться в ним по значимости может только больная тема о увлеченности детей компьютерными играми. Про игры мы уже говорили, теперь о школе. Скажу сразу — вы не найдете здесь рецептов того, как заставить ребенка учиться.

Как заставить учиться

Я предлагаю подумать над вопросом: «А надо ли?» Почему-то, мало кто всерьез себя спрашивает: «А зачем заставлять ребенка учиться?». Еще со тех времен, когда был в моде дедушка Ленин, завещавший нам «Учиться, учиться и учиться!», мы затвердили, что учиться всенепременно нужно, и «по умолчанию», перенесли это на школьное образование. Да, учиться нужно, не спорю, но, если точнее — нужно развиваться. И не только в детстве — развиваться человек должен всю жизнь, если он себя любит — на то мы и люди!

Но, если говорить о школе, то совсем не факт, что благодаря получаемым там знаниям наши дети развиваются. Как не факт и то, что успешная учеба в школе — залог успешного будущего. Вспомните сами школьные годы — не так уж давно это было. Что из полученных там знаний пригодилось вам в жизни? А что вы вообще помните из этих знаний, кроме нескольких правил русского языка и таблицы умножения? Так ведь и то — пишут грамотно не те, кто старался выучить правила, а те, кто много читал. Правила, в общей массе, из головы выветрились — даже у меня, сдававшей экзамен по теории русского языка ежегодно с 4-го класса на «отлично».

Еще раз повторю вопрос: Зачем мы воюем с нашими детьми, заставляя их учиться, причем не просто учиться, а на хорошие оценки? Ведь чего мы только не придумываем! Мы всячески поощряем пятерки и «кастрируем» их за двойки (это выражение моего сына о тяжелой жизни одноклассников). Мотивируем и наказываем, водим ребенка к психологам и обсуждаем вопрос на форумах…

Как говорится, «не мытьем — так катанием» мы пытаемся добиться от детей хороших оценок по предметам, которые им никогда не пригодятся. А получаем мы в результате этих усилий стресс у ребенка и у себя и холодную войну дома — ни то, ни другое не приносят никакой пользы ни нам, ни детям. И это только два ближайших пункта из длинного списка отрицательных последствий нашего «заставляния»…

Мои принципы в воспитании детей:

  1. Проверочный вопрос при любом воспитательном воздействии: «Как то, что я делаю и чего хочу от ребенка, отразится на его будущем?» То есть, что он будет делать с последствиями моего «воспитания», когда станет взрослым — они ему помогут жить или станут проблемой, на решение которой придется потратить полжизни? Этот подход принципиально отличается от того, который очень хочется иной раз применить  — добиться того, чтобы ребенок был «удобным» сейчас. Это проще, и получается само собой — ведь именно так почти всех нас и воспитывали.
  2. Ребенку нужно доверять. У него есть интуиция, инстинкт и свой путь развития, и он знает (чувствует) что ему полезно, а что — нет. Он по природе не дебил и не злыдень. Изначально ребенок рождается морально и психически здоровым и способным, а если в нем и проявляются со временем какие-то отклонения — то это уже наша заслуга. Опять-таки более распространено обратное убеждение, что дети глупы и испорчены — и их постоянно нужно «исправлять» и «наставлять на путь истинный» во всех сферах жизни. Стоит нам ослабить неусыпный контроль — и они сразу «скатятся в канаву», образно выражаясь. Сколько бед приносит такая позиция детям, и в детстве, и особенно, во взрослой жизни, сегодня говорить не будем — спросите у психологов. Или вот моя статья о нравственном воспитании детей.

Начнем со второго пункта. Признайтесь, кому нравилось учиться в школе? Есть такие? Ходить в школу ради общения некоторым нравилось, да — а именно учиться? Я помню, как у нас было принято стонать по поводу ненавистной учебы, и как мы сочиняли пародии на стихи и песни, выражая свое недовольство школой. А ведь я была отличницей, и учеба давалась мне легко.

Сейчас я наблюдаю, как мой сын с друзьями обнаруживают те же настроения — прямо так детство и вспоминается! Ни один ребенок не хочет учиться в школе. Так может, он прав, защищаясь от того, что ему не нужно и не полезно? Ведь сами по себе дети любознательны и у них есть инстинкт развития. Вон, мой младшенький сидит и учит слова по картинкам — не оттащишь, а никто ведь его не заставляет!

Теперь о «пользе хороших оценок». Вы, наверное, не раз слышали, что по данным социологических исследований троечники в жизни достигают большего, чем отличники. Если не слышали — спросите у Google. Такое ощущение, что те, кто хорошо учился в школе, растрачивают на это весь свой потенциал — и на долю взрослой жизни уже не остается. Но это шутка. На самом же деле, наша система образования построена так, что для того, чтобы хорошо учиться, нужно разучиться самостоятельно мыслить и выучить шаблоны. Почему она так устроена, судить не берусь — но это факт. Вы серьезно думаете, что школьная учеба развивает и дает знания, которые потом помогут ребенку обрести успех в жизни?

Мои школьные сочинения всегда висели на доске почета не потому, что там было что-то оригинальное, а наоборот. Я быстро догадалась, что мои мысли никому не интересны. Высказывать свое мнение я начала только в старших классах — уже из бунтарства, а до этого просто писала опусы, ловко составленные из расхожих штампов. И это — сочинения!

С тех пор ничего не изменилось. Сейчас моего сына никогда не зовут к доске и ругают за то, что он неправильно — не так, «как положено», решает задачи по математике. У ребенка выдающиеся способности к предмету, учительница это признает, но что делать с этой «неправильностью» она не знает — разве что на олимпиады его направлять… В третьем классе я пыталась его «заставить» учить таблицу умножения, но после того, как он мне доказал, что умножает и делит без нее с той же скоростью, что и я, отступилась. Так до сих пор и живет без таблицы умножения, что не мешает ему решать за урок контрольную в двух вариантах…

Очевидно, что человек, не способный (разучившийся в школе) самостоятельно мыслить вряд ли многого добьется в жизни. Нет, «винтиком системы» он может быть, но те времена, когда была «система с винтиками», уже канули в лету. Современная реальность требует креативности и самостоятельности. Опять же, если ребенок все силы отдает учебе, у него не остается времени на то, чтобы приобретать действительно важные навыки — общения, например. Или углублять самостоятельно знания в тех областях, которые ему действительно интересны и лягут в основу его будущей профессии. В результате, сами понимаете — успех ему не светит… Не слишком ли это дорогая цена за хорошие оценки в школе?

Кому они вообще, эти оценки, нужны?

  • Оценки нужны учителям для рейтинга (или как это называется?). Учительница сына моей сестры регулярно давит на нее, чтобы она озаботилась оценками сына, откровенно признаваясь, что она сама в этом заинтересована — не в успехах ребенка, а в своих баллах. Ничего не имею  против учителей и их премий. Они не виноваты, что система образования такова, но приносить в жертву этому своего ребенка как-то не хочется…
  • Еще оценки детей нужны нам самим. Нам хочется гордиться и хвастаться, что наш ребенок — отличник. Это настолько приятно, что будущее этого ребенка уже как-то не важно. Тем более, что мы твердо верим в штамп, выученный в школе, что будет хорошо учиться — его ждет блестящее будущее, а не будет — станет дворником. И мы, вроде как, за него «переживаем», видя двойки… Подумать, что этот штамп не соответствует реальности, мы себе труда не даем. На самом же деле, оценки — даже не показатель умственного уровня ребенка и его способностей. Оценивается только умение «вызубрить» что-то вовремя. Если уж мы хотим гордиться нашими детьми, то лучше обратить внимание на  другое — на развитие творческих способностей, смекалку, волю, умение добиваться целей. О наших детях больше говорит — и больше им дает, дополнительное образование, кружки, секции, увлечения и авторитет у сверстников, чем школьная учеба. Считать ребенка «тупым» на основании двоек по любому предмету, по меньшей мере, несправедливо, а заниженная нами его самооценка гораздо ощутимее скажется на его будущем, чем незнание каких-нибудь логарифмов.
  • Меньше всех хорошие оценки нужны самому ребенку. Даже уважения среди сверстников благодаря им не получишь, скорее наоборот — «ботаником» обзывать будут… Это не говоря уже о том, что в будущем они ему, скорее, навредят.

Что же делать со школой?

Вы спросите: Так и что теперь, пусть совсем в школу не ходит? А как же он в институт пойдет? — Ну, не так радикально — пусть ходит, но хорошо учиться там совсем не обязательно. Мы не силах изменить законодательство и систему образования, но свести к минимуму последствия взаимодействия наших детей с этой системой мы можем. Для этого просто не нужно требовать хороших оценок. Единственное, что требуется от ребенка — это вытягивать на троечки четверти и полугодия, чтобы не остаться на второй год или на осень. Ребенок сам понимает, что такое «счастье» ему не нужно. Представляете, сколько нервов мы сэкономим себе и детям, если перестанем «напрягаться» по поводу оценок?

Если говорить о ВУЗе, то что мы слышим на первой же паре любого предмета?  —«Забудьте все, чему вас учили в школе!» Да, для поступления в ВУЗ оценки по определенным предметам должны быть хорошими. Так это получится само собой! В средних классах становится понятно, к чему у ребенка есть способности и склонности. Вот пусть на эти предметы и делает упор — особенно в старших классах, поближе к ВУЗу. Зачем ему мучиться, пытаясь добиться чего-то в дисциплинах, к которым у него нет способностей и не лежит душа?

Сейчас мой сын в шестом классе. Как и все, я готовила его в первый класс, рассказывая сказки о том, как интересно в школе и как много нового он там узнает. Через месяц сын сказал, что ему не интересно, и он не хочет ходить в школу. И тут его ждал сюрприз! Мама объяснила, что все равно туда ходить придется — таковы законы общества, иначе его отправят в детдом и там все равно заставят учиться…

Этакая первичная социализация — уважай законы государства, в котором живешь, независимо от того, нравится тебе это или нет. Спорили мы долго — общество с такими законами ему тоже не понравилось… «Ну что же, вырастешь — становись президентом и меняй законы! А пока будь добр «отбыть» эти 11 лет любым способом, не создавая проблем ни себе, ни мне.»

И кстати, эти способы дети находят! Особенно в эпоху всеобщей «интернетизации». Вы знаете, что есть такой сайт, где выложены ответы на все задания? Те, кто списывает оттуда, получают пятерки, а кто делает задания сам — что получится. Вот такая ирония! Учителя об этом знают, но что поделаешь? — ответы-то верные…

Нечестно? — Да. Но в условиях, когда ты учишься «для галочки», а твое реальное развитие и интеллект никого не интересует, и знания эти тебе никогда не пригодятся, нет разницы: выучить — и забыть на следующий день, или списать. Согласны? Если не согласны, то все равно ребенок будет списывать — только вы об этом знать не будете. Если интересно, почитайте о том, как потерять доверие ребенка.

Каюсь, я не без греха — хоть и не ругала за двойки, но пыталась замотивировать на пятерки и напоминала про домашнее задание — безуспешно. Полгода назад мне это надоело и я сказала, что это — его личное дело, но если мне позвонит его классная из-за «хвостов» и будет просить принять меры — придется принимать меры. Высшая мера известна — отлучение от компьютера. И что получилось? — Классная ни разу не звонила, хотя раньше это случалось регулярно! А насколько легче нам с сыном стало жить, вы даже не представляете!

А как вы решаете больной вопрос с учебой ваших детей? Заставляете их учиться или нет? Вряд ли мне удалось переубедить сторонников хороших оценок, но надеюсь, что этот пост хотя бы поможет вам меньше расстраивать при виде оценок ваших детей — как раз скоро дневники выдают… Жду вашего мнения в комментариях — согласны вы со мной или нет? До встречи в новых статьях!

© Надежда Дьяченко

Надежда
Психологическая помощь в развитии личности и решении личностных и семейных проблем, поддержка в выходе из деструктивных отношений ► ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ◄
Главная » Воспитание детей » Не ходите, дети, в школу!.. — вредная и полезная статья
190 Не ходите, дети, в школу!.. — вредная и полезная статья
  1. Юрий Снега

    Нет, в школу,конечно же, пойдём. Придётся подумать как это сделать, ведь то, что внутри у каждого ребёнка, желательно максимально извлечь наружу, да ещё и не «сломать» при извлечении. И, опять же, вспоминая именно своё детство, хорошо помню время когда учиться очень хотелось и когда это было совсем «не очень».
    На самом деле считаю, все дети умные. Они, как белый лист перед сочинением — вот только этому листу правильные буквы и нужные мысли. Тогда всё получится.

    Ответить
    • Надежда

      Юрий Снега, зачем что-то специально «извлекать»? Мне кажется, главная задача родителя — скорее «не мешать» ребенку своей активной помощью :) И писать на этом «листе» лучше поменьше… — не такой уж он и чисто белый ;)

      Ответить
  2. Юрий Снега

    Ну, если не «извлекать», тогда дать возможность. Ведь если «не мешать», тогда это как: оставаться в стороне или всё же активно участвовать?

    Ответить
    • Надежда

      Юрий Снега, разве нет третьего варианта к «оставаться в стороне» и «активно участвовать»? Я подозреваю просто, что активное участие будет тоже с позиции взрослого — умного и покровительствующего… а это больше мешает :)

      Ответить
  3. Татьяна

    Я согласна с Вашей статьей полностью, но что делать если в школе уже поставили вопрос о переводе в другую школу (Мы учимся в 7-м классе,я перевела ребенка из другой школы,которая находится в другом районе и не относится по микроучастку). Я с ним и по-хорошему и по плохому, никак не удаются некоторые предметы, причем у меня есть сот.тел. почти всех учителей, которые преподают в нашем классе.Мы спортсмены и раз в месяц выезжаем на соревнования на несколько дней.

    Ответить
    • Надежда

      Татьяна, я правильно поняла, что вы учитесь не по месту прописки — и потому могут говорить о переводе?
      В любом случае вопрос к ребенку — чего он хочет? Может, его перевод устраивает? Или он изо всех сил старается и не может понять какие-то предметы? Тогда можно позаниматься с ним…

      Ответить
  4. Наталка

    Это моя «любимая тема», и опыт — как меньше учиться и получать «5-и» есть немалый. Больше правда практиковала его учась в универе, в школе, только в последних классах дошло, когда мама уже перестала «переживать» из-за пары двоек в год. А до этого…я просто тупо училась — ради хороших оценок. Сама пишу статьи на тему образования, и есть таки идеи — «как обмануть государство». Правда, если ребенок этого захочет, и еще будет классно, если найдутся еще такие энтузиасты, как родители, так и дети.
    По воли судьбы, я по образование педагог — учитель географии, но уже к 5 курсу универа поняла, что не могу я в этой системе работать, если уж учить ребенка, то тому, что ему нравиться, а не для галочки. По этому — в школу не пошла, хотя таки поработать с учителями довелось, правда в торговле — помогала им «втюхивать» детям учебную литературу) Мда…
    Сейчас почти в декрете, хотя по «диагнозу и справке из ЖК» таки в декрете…ахаха…еще одна сфера жизни, которую я просто «уважаю»!!!, но не в этом суть. Так вот, к чему я, я знаю, что есть система дистанционного обучения, но к нему нужно быть готовым больше родителям, чем детям. Дети, думаю, будут счастливы. И если мой ребенок захочет выбрать такой способ — я б попробовала ему в этом помочь, общаясь с родителями, которые его уже опробовали, знаю, что изучение 1 дня школьных уроков занимает 2-2,5 часа, что в половину меньше, чем проведенное время в школе. Чему учат в остальное время? Всяким там подождать всех остальных, посидеть смирно за партой, прослушать часть урока «мотивация учебной деятельности» и «проверка домашнего задания» — это я из методологии преподавания уже вытянула, пардон!
    Вообщем к чему я, опыт моего обучения так, как вы пишите — делают ваши дети — у меня уже есть, хочется пойти дальше, правда не знаю, насколько это мне удастся, но есть идея создания обучающего пространства-кафе-анти-кафе, где можно будет самостоятельно, под присмотром взрослых или специальных взрослых, которые смогут ответить на все вопросы или показать где найти ответы, помочь ребенку разобраться в том материале, который необходимо периодически сдавать в школе, чтоб тебе разрешили дистанционное обучение. А в остальное время «рабочего дня»…заниматься своими делами…идей, что именно — куча, но у меня пока есть время, чтоб обдумать более детально…и это пространство — это не просто обучение, а больше среда, где «просвещают» не только детей, но и взрослых находят для себя интересности…в общем, пока думаю)

    Ответить
    • Надежда

      Наталка, домашнее обучение сейчас входит в моду, насколько я знаю. Мой сын, правда, отказался от этой возможности — ему лень себя самому организовывать, а в школе еще и друзья…
      А идея у Вас интересная! Это вроде клуба получается? Или альтернативной «школы» ;)
      Сейчас, кстати, и школы вводят дистанционное обучение — у нас уже такие дни бывают. Так что когда Ваш малыш доживет до школы… даже трудно прогнозировать, как все может измениться в этой системе :)

      Ответить
  5. Нинель

    Хорошая, вроде правильная статья… Но как-то меня смущает сама идея. Попробую объяснить почему.
    1. В большинстве случаев ребенок не знает в раннем возрасте ответа на вопрос — что я хочу?
    2. Я БЛАГОДАРНА своим родителям, которые когда-то объяснили мне, что учеба — это моя работа, и выполнять ее нужно хорошо. Если бы они не контролировали меня, сама бы я не училась, и не поступила бы в мой любимый университет. И на данный момент я обожаю свою профессию! Как бы там не говорили, все-таки тот же ВУЗ расширяет наши горизонты. В данный момент я говорю не о корочке, а о реальных знаниях.
    3. Кем может стать человек без нормального образования? Уборщицей? Маникюршей? Сантехником? Кем? Конечно, все профессии важны, все профессии нужны. Но я хочу своим детям будущего в теплом месте, а не шпалы таскать, при достойной зарплате. Или мы прогибаемся под современность, или она нас ломает:) Я не хочу ломать своих детей тем, что не смогла когда-то взять на себя ответственность за их будущее. Как хорошо себя оправдывать — ну я же была хорошая, я тебя не заставляла ничего делать:) И вот поэтому теперь невозможно восстановить или приобрести знания. Я не знаю НИКОГО в своем окружении (не маленьком), кто бы хорошо зарабатывал без ВО.
    4. Согласна с Вами в том, что не нужно давить во всем. Путем наблюдения способности ребенка до 8 класса можно легко проследить (почему до 8 — в 7-м начинается химия и физика). И потом уже делать ему поблажки в плане физик-лирик.
    5. Пусть дети вырастают, заканчивают хорошо школу и делают что хотят:) Наша обязанность — дать им основу, которой они уже буду распоряжаться как хотят, захотят — применят, не захотят — будут просто матюкать меня за то, что грузила.
    Такое вот мнение. Я буду делать по-своему, Вы — по-своему, каждый имеет право выбора:) Удачи Вам!
    Да, я конечно извиняюсь, но какие премии платят учителям за оценки детей? Это, может быть, в частных школах, но не в государственных. Проверяйте информацию пожалуйста.

    Ответить
    • Надежда

      Нинель, спасибо за подробный отзыв!
      Раз уж Вы все полочкам, то отвечу тоже по пунктам
      1. Ребенок как раз отлично знает ответ на вопрос «что я хочу». особенно маленький. Если его не сбивать в этом (что часто делают родители, потому что хотения ребенка им не удобны), то он дальше это знает.
      2.3. А почему ребенок не может сам себя контролировать? Насчет полезности ВУЗа совершенно с Вами согласна, но не школы! ВУЗ — это нужно, конечно! А школа к ВУЗу не готовит…
      4. В школе специализация (у нас) уже с 7 класса окончательная. а вообще-то раньше даже…
      5. «Основа», которую надо дать детям, на мой взгляд, не в сомнительном школьном образовании, а в самостоятельности, ответственности, и знании чего хочешь. Вот с такой основой они точно не пропадут — это лучшая путевка в жизнь. А хорошая школа ничего не гарантирует…
      На счет «премий» не знаю, но зачем-то им нужны эти баллы… Моей сестре учительница прямо говорит, что ей нужно, чтобы все дети хорошо учились именно для своего «рейтига» — в обычной школе. Подробностей не знаю, но это так :)

      Ответить
      • Юрий Снега

        @Надежда, согласен с Вашим пунктом номер один полностью. Я с самого детства знал, что мне интересно и чем бы хотел заниматься. Почему запомнил? Да потому что только сейчас, будучи уже взрослым человеком, имея взрослых детей, позволил себе наконец-то воплощать «детские» мечты. Хотя, нужно отдать должное родителям, моему развитию они не препятствовали, но в то время всё шло по старой, накатанной схеме — как у всех. А развитие именно этим подходом и определялось.
        «Если его не сбивать в этом (что часто делают родители, потому что хотения ребенка им не удобны), то он дальше это знает». Я тоже знал, но слишком много времени понадобилось, чтобы эти мои «знания» стали реальностью.

        Ответить
        • Надежда

          Юрий Снега, чтобы эти знания воплощались, необходимо сразу уделять внимание мелочам — то есть давать ребенку возможность выбора, уважая его «хочу» в самых незначительных вещах. Начиная с того какую конфетку хочешь (или печеньку :)) и заканчивая одеждой, прогулками, занятиями, мультиками… Если человек с детства привык знать чего хочет и воплощать это, то дальше в более серьезных вещах тоже проблем не будет :)

          Ответить
  6. Татьяна

    Спасибо за ответ! Ребенка школа устраивает, я ему уже предлагала другую школу. В том то и дело что я с ребенком постоянно занимаюсь, делаем уроки вместе, потому что если я их сама не проверю он их не сделает и получит 2.Пробовала не опекать с уроками ничего не меняется. Он не пишет дом. задание… соответственно не все выполняет. Он дома мне устно может ответить ,а на уроке воспроизвести не может. Ответы очень краткие. Учителя меня уже замучили, а у него такой вид что он давно все уже решил что ему в жизни надо. Я ему объясняла что это его работа, оценки зарплата и т.д.

    Ответить
    • Наталка

      Восхищаюсь силой воли вашего ребенка. А почему вы считаете, что он не знает, чего он хочет уже? Я маме покорилась в детстве, зарабатывал а 5-и, а теперь вот вспоминаю, чего я в детстве хотела. Вспомнила, теперь сижу у мужа на шее и стараюсь реализовать себя, изучая уже то, что меня прет.

      Ответить
    • Надежда

      Татьяна, с работой-то его никто опекать не будет :)
      «у него такой вид что он давно все уже решил что ему в жизни надо» А если взбунтуется? Возраст-то такой… Не хочет другую школу — путь прилагает усилия чтобы остаться в этой — но САМ
      На мой взгляд, сравнивать учебу с работой, прививая взгляд на работу, как на никому не нужную повинность, не очень правильно… Так и до депрессии не далеко в этом возрасте, и безрадостной жизни потом, которую надо «заливать» в выходные… :(
      Мой тоже Д/З не записывает и делает через раз, и двойки получает… Я ему объяснила, что у него будут проблемы — от оставления на второй год до ювенальной юстиции, которая может отправить в детдом, раз дома не справляются с его учебой. Но это — зона ЕГО ответственности, а не моей. Если проблемы начинаются у меня — звонит учительница, что у него хвосты какие-нибудь, я лишаю его компа на день — потому что он мне создал проблемы…
      Зато он сам разбирается со своим оценками, давно уже. И домашку у друзей узнает, и хвосты к концу четвертей закрыть пытается. Я даже не интересуюсь его учебой :)

      Ответить
  7. Илона

    Уж извините, не одолела комментарии, может кто об этом писал. Переведите ребенка на экстернат и не мучайте ни себя, ни ребенка. У меня уже 3-й ребенок так учится.

    Сдают 3-4 раза в год контрольные по каждому предмету, раньше, вообще, было по 1 контрольной в год. А в свободное время музыка, рисование, танцы, компьютерные курсы, спортивные секции и т.п.

    И дети нормальные, спокойные. Общения со сверстниками в кружках вполне достаточно.

    Ответить
    • Надежда

      Не хочет он у меня на домашнее обучение — предлагала. Во-первых, лень САМОМУ заниматься, а во-вторых — там друзья. В нашем возрасте общаются уже почти сутками… :) В кружки он тоже не ходит — подросток.
      Сколько лет Вашим? Вы сами с ними занимаетесь?

      Ответить
  8. Илона

    Старшей 18 лет, заканчивает музыкальное училище. Мы ее перевели из школы на экстернат после 7 класса.

    Средний в 9 классе, до 8 класса я с ним сама занималась, сейчас репетитор по математике, физике и языкам. Я бы и дальше могла с ним заниматься сама, но до 8 класса я программу помню, а с 9 надо сидеть разбираться. А я не успеваю, да и не охота. И сама занимаюсь — громко сказано, объясняю, что не понял по математике и физике.
    Кстати, принимал решение уйти из школы после 3 класса — сам. Старшую мы уговаривали, она болеть много начала, к 7 классу уже было понятно, что не физика, ни химия ей не нужна.

    Младший в 5 кассе, в школу вообще не ходил, в прошлом году сдал сразу за 4 класса контрольные.

    По кружкам ходят все.

    Ответить
    • Надежда

      ЗдОрово! Вы прямо профессионалы уже в этом!
      Мне заниматься с ним не только некогда и неохота, но считаю, что вообще я не должна контролировать ребенка — выучил-не выучил вовремя. То есть на домашнем он будет все САМ (ну, некоторые особо трудные моменты могу подсказать — так это и сейчас так, и бывает редко — раз-два в четверть) А ему самоорганизовываться лень… сходить в школу, видимо, проще :) его выбор — что тут скажешь?
      Сама я, кстати, в 10 классе переходила на экстерн и полгода так училась, пока не заболела надолго. Но тогда иначе было: я сдавала зачеты чуть не каждый день — по главам учебников. А родители даже не жили со мной в то время…

      Ответить
  9. Di_Teu

    А у меня было с точностью до наоборот. Мне интересно было именно учиться, но совершенно не ладила с одноклассниками, особенно когда поменяла школу после 8 класса. И мысли свои всегда выражала, а не штампами писала сочинения, даже спорила порой с учителями, отстаивала свою точку зрения. Единственным камнем преткновения было рисование, где учительницу не устраивало моё «я художник, я так вижу». Читая воспоминания других о школе, о том, как им забивали мозги, пытались стандартизировать, я очень удивляюсь. Наверно мне просто повезло с учителями.

    Ответить
    • Надежда

      Бывают и исключения :) Повезло, наверное

      Ответить
  10. Александр

    Доброго времени суток. Интересная статья и дискуссия, захотелось поучаствовать. У меня сын 5 класс. Бъемся с ним вроде бы за занния — чтобы понимал и умел делать то, что задают. Оценки, конечно, идут следствием. Жена с ним учит уроки с первого класса, и сейчас он не делает сам ни одного урока. Никакого интереса к учебе и никакой воли себя заставить. Поскольку он уже все понимает, то никакие угрозы о детдоме, втором годе и прочих ужасах на него не действуют. Он понимает, что мама ничего плохого для него не допустит. Стимулы также не дейтвуют: нет компьютера — ладно, не пошли в кино — тоже ладно. То есть, если что-то достается тяжело — значит мне это не нужно, обойдусь. И в этой ситуации дать ему вольницу по урокам — это будет означать, что он просто не будет ничего учить. Оценки — ладно, так и знаний, каких-то элементарных навыков не будет… Так что нам так делать страшно… Думал отдать ему только некоторые не важные предметы, но какие в пятом классе не важные? Старший начал сам учиться в седьмом классе, сам сдал ЕГЭ, в институте сам отучился. Вот и младшего будем держать в тонусе, пока самосознание не проснется…

    Ответить
    • Надежда

      Здравствуйте, Александр. Признаться, Вы меня удивили — чтобы в 5 классе все уроки делать с мамой!
      «Никакого интереса к учебе и никакой воли себя заставить.» Ну, интерес — дело личное, и он вообще редко у кого есть. А воля откуда возьмется, если он пользуется вашей? Он привык, ему так удобно. Хотя по возрасту навыки самоконтроля уже должны сформироваться, но нужна же возможность для этого, необходимость… «Поскольку он уже все понимает, то никакие угрозы о детдоме, втором годе и прочих ужасах на него не действуют. Он понимает, что мама ничего плохого для него не допустит.» Он это понимает, потому что привык, что мама его покрывает и решает все его проблемы? А если мама перестанет? На второй год оставляют на самом деле. И двойки за не сделанное ДЗ тоже ставят и ругают в школе. И это должны быть ЕГО проблемы — целиком и полностью. Я Вас понимаю, что страшно «дать вольницу».., но как иначе он научится ответственности и самоконтролю?
      По большому счету, что страшного случиться может? Ну, не будет он делать уроки — и будут проблемы в школе из-за этого. Придется как-то их решать… Отличная «школа жизни» :) За «знания и навыки» я бы вообще не беспокоилась — навык самостоятельности в 100 раз ценнее всех знаний в сумме, которые может дать школа. Нет там важных предметов, по большому счету, особенно в 5 классе :) Важные начинаются под конец — те, по которым ЕГЭ.
      Если человек научится сам отвечать за свои дела, решать проблемы и самоорганизовываться, то все остальное для него не будет проблемой потом — когда понадобится. А вот если не научится… Со старшим вы до 7 класса уроки делали так же? То, что он начал учиться в 7 классе — это он у вас уникум какой-то :) Обычно дети как раз перестают учиться в 7 — 8 классе, даже те, кто учился до этого, — это «провальный» возраст. Начинают уже в последние годы — ближе к ЕГЭ. Но так уж надеяться, что желание и воля «вдруг» проснутся у этого ребенка, если их никогда не было, я бы не стала, тем более, как Вы говорите, он вообще не привык бороться-стремиться… Дети даже в одной семье очень разные.
      Все должно быть вовремя. Вы, наверное, видели взрослых, у которых «самосознание» так и не проснулось? Почему так произошло, как думаете? Мне кажется, что вы где-то «перегнули палку» со своим сыном. У него психологические проблемы. Это странно, что ребенок такой апатичный. Похоже на самозащиту. Возможно, злоупотребляли манипуляциями, типа, «если ты не …, то мы…» У вас есть система «наказаний»? И контроль, боюсь, тотальный… Как он встает и собирается в школу? Сам или тоже с помощью мамы? Чем он занят в свободное время? Чем интересуется вообще?

      Ответить
  11. julik

    Я категорически не согласна с автором статьи. Если правильно поняла основную мысль, то нужно учиться на тройки, чтобы потом в жизни был шанс чего-то добиться???? И постоянно доносить эту мысль до собственного (ненаглядного) ребёнка??? Мягко говоря, считаю это не умно. Или это долгосрочный эксперимент над своей жизнью? А может хотите наказать ребенка с размахом?
    Я специально выбирала из 2-х школ лучшую, чтобы после ее окончания дочь УЖЕ КЕМ-ТО БЫЛА, даже еще не поступая в ВУЗ. Возможно я недооценила важность первого класса, где-то поленилась, посчитала дополнительные занятия важнее школьных, но к середине года мы оказались в ситуации «зачем рваться в лучшую школу города (не по району, попасть было трудно), если перебиваться на тройки?» Но смогли повысить мотивацию к учебе, и она выразилась в ОЦЕНКАХ (окончание 1-го класса и 2-ой класс на «отлично», с похвальным листом)

    Со своими одноклассниками не общаюсь, спросила подругу, так вот: добились чего-то отличники и увлеченные делом (студенты), а троечник — так и прозябает.

    Научиться потом можно всему и почти в любом возрасте, но сколько на это потребуется времени, сил, денег…

    И, честно, я мало встречала руководителей и высокоспециализированных работников неграмотных. Если и есть такие, то они вызывают улыбку и несерьёзное к ним отношение.

    А настоящий спец может решить задачу и своим способом и требуемым (это про склонность к математике). Упираться рогом: «хочу так» может детсадовец, но ни как ни семиклассник.

    На мой взгляд, продвигаются в жизни люди, умеющие себя преподнести, коммуникабельные, уверенные в себе, целеустремленные. Но этих качеств можно добиться и не скатываясь на тройки, а даже наоборот.

    И в нашем классе учиться хорошо — престижно, никто про «ботаников» не говорит

    Ответить
    • Надежда

      Имеете право не соглашаться :)
      Нет, основная мысль статьи другая — Вы не правильно поняли.
      А я правильно поняла Вас, что человек оценивается, как КТО-ТО, по аттестату из престижной школы? А это точно не ВАШИ амбиции всего лишь?
      Кто говорил про «неграмотность»? Высокоспециализированные работники получаются после ВУЗа и самообразования. Школа специализации не дает :)
      «На мой взгляд, продвигаются в жизни люди, умеющие себя преподнести, коммуникабельные, уверенные в себе, целеустремленные.» Все верно. Но эти качества приобретают не в школе, а помимо нее. Школа учит не этому, а совсем другому. И поэтому оценки школьные просто не имеют никакого значения в этих вопросах.
      Я так понимаю, Ваша дочь еще только 2 класса отучилась? Так у нее еще все впереди :) А играть в «престиж» с такого возраста рановато.., имхо. Это ценности родителей, а не детей.

      Ответить
  12. julik

    «человек оценивается, как КТО-ТО, по аттестату из престижной школы»
    Нет, оценивается по своим знаниям. После окончания школы дочь будет знать французский язык очень прилично, если не в совершенстве (при условии, если будет стремиться не к тройкам, а к пятеркам и выше этого). И сможет подрабатывать репетитором или переводчиком. Остальные предметы — тоже на уровне, достаточном для поступления в ВУЗ без репетиторов и взяток. Надо только пользоваться пока еще бесплатным образованием, а не отбывать время в школе.

    «Школа специализации не дает :)»
    Наша дает!

    «в нашем классе учиться хорошо — (это) престижно»
    «А играть в «престиж» с такого возраста рановато»
    Одноклассники уважают тех, кто хорошо учиться. Троечников почти нет. И в старших классах тоже. Детей с первого класса ориентируют на учебу.

    «только 2 класса отучилась?»
    Только 2. Но разговариваю постоянно, привожу примеры. Надеюсь, что к 7-му классу интерес к учебе будет.

    «эти качества приобретают не в школе»
    Не только в школе. Но плохие оценки уверенности в себе не дают, а доклады дают опыт публичных выступлений. Целеустремленность — качество, присущее скорее отличнику, чем троечнику.

    Ответить
    • Надежда

      Не согласна, что человек оценивается по знаниям — разве только в школе :)
      Как Вы все за нее решили на 10 лет вперед :) А ели ей этот язык даром не нужен? Не каждый имеет призвание переводчика… И что, без репетиторов и взяток не поступить в ВУЗ, если не из престижной школы? :)))
      Какой смысл уважать тех кто хорошо учится, если хорошо учатся почти ВСЕ? Опять-таки во втором классе дети просто транслируют ценности родителей. Что в старших, думаю, Вы пока не знаете. Ориентируют на учебу, оценивают по знаниям… А дальше что? Во взрослой жизни?
      К 7 классу будет переходный возраст, когда нормальный ребенок отрицает все, что ему внушали родители, — и тем яростнее, чем активнее внушали ;)
      Хорошие оценки тоже не дают уверенности в себе, просто потому что уверенность в себе, зависящая от чьих-то оценок — это ее отсутствие. Опыт публичных выступлений — это хорошо, но он нужен далеко не каждому. Целеустремленность — это в первую очередь, умение ставить СВОИ цели, а не добиваться чужих, внушенных родителями или школой. Хорошие оценки под давлением мамы — это ведомость, а не целеустремленность. Отличники очень часто компенсируют погоней за оценками свою личностную несостоятельность и психологические проблемы — это общеизвестно.
      У Вас у самой, похоже, не выстроена система ценностей. Но переубеждать Вас не вижу смысла — это Ваше дело. Жаль только Вашу дочь, за которую Вы так самозабвенно пытаетесь прожить ЕЕ жизнь…

      Ответить
  13. Ольга

    Добрый вечер! Мы своего сына за плохие оценки не ругаем совсем. Сами были в школе отличниками и прекрасно понимаем, что то, что было в школе неинтересно, выветривалось из головы сразу же, как выходили из класса. С третьего класса делает уроки самостоятельно. Сам находит информацию, если ему нужно. Закончил шестой класс. Две четвёрки в четвертях, остальные пятёрки. Как-то давно просил нас мотивировать его на пятёрки денежным вознаграждением. Отказались наотрез, сказали, что его учёба нужна только ему самому. А если хочешь ещё и в компьютерные игры играть, будь добр, не ленись. С удивлением слушаю на родительских собраниях, как детей заставляют учиться))). Ему я говорю, что для меня его пятёрки не достижение, а показатель, что он понимает, о чём говорят на уроках. Если появляются четвёрки или тройки, пытаемся выяснить, что он не понял на уроке и объясняем. У него есть любимые предметы: математика и история. И очень любит компьютерные игры.

    Ответить
  14. Алина

    Заметили? Такие статьи пишут только мамы детей отличников. Он не хочет учиться , но получает пятерки и Бла бла бла.
    Автор Описала только свою историю .

    Ответить
    • Надежда

      Алина, не угадали! Мой ребенок никогда не был отличником — с самого начала троечник :)))

      Ответить
  15. Екатерина

    Я думаю, что деньгами не заставить и не замотивировать, так же как и работника. Если только временно. Я бы лучше помог с тем, как учиться. Например, в нашей школе ввели электронные учебники и они повысили результаты.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

* Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности