Не ходите, дети, в школу!.. - вредная и полезная статья

Как заставить ребенка учиться? - пожалуй, один из самых обсуждаемых вопросов среди родителей школьников. Сравниться в ним по значимости может только больная тема о увлеченности детей компьютерными играми. Про игры мы уже говорили, теперь о школе. Скажу сразу - вы не найдете здесь рецептов того, как заставить ребенка учиться.

Как заставить учиться

Я предлагаю подумать над вопросом: "А надо ли?" Почему-то, мало кто всерьез себя спрашивает: "А зачем заставлять ребенка учиться?". Еще со тех времен, когда был в моде дедушка Ленин, завещавший нам "Учиться, учиться и учиться!", мы затвердили, что учиться всенепременно нужно, и "по умолчанию", перенесли это на школьное образование. Да, учиться нужно, не спорю, но, если точнее - нужно развиваться. И не только в детстве - развиваться человек должен всю жизнь, если он себя любит - на то мы и люди!

Но, если говорить о школе, то совсем не факт, что благодаря получаемым там знаниям наши дети развиваются. Как не факт и то, что успешная учеба в школе - залог успешного будущего. Вспомните сами школьные годы - не так уж давно это было. Что из полученных там знаний пригодилось вам в жизни? А что вы вообще помните из этих знаний, кроме нескольких правил русского языка и таблицы умножения? Так ведь и то - пишут грамотно не те, кто старался выучить правила, а те, кто много читал. Правила, в общей массе, из головы выветрились - даже у меня, сдававшей экзамен по теории русского языка ежегодно с 4-го класса на "отлично".

Еще раз повторю вопрос: Зачем мы воюем с нашими детьми, заставляя их учиться, причем не просто учиться, а на хорошие оценки? Ведь чего мы только не придумываем! Мы всячески поощряем пятерки и "кастрируем" их за двойки (это выражение моего сына о тяжелой жизни одноклассников). Мотивируем и наказываем, водим ребенка к психологам и обсуждаем вопрос на форумах...

Как говорится, "не мытьем - так катанием" мы пытаемся добиться от детей хороших оценок по предметам, которые им никогда не пригодятся. А получаем мы в результате этих усилий стресс у ребенка и у себя и холодную войну дома - ни то, ни другое не приносят никакой пользы ни нам, ни детям. И это только два ближайших пункта из длинного списка отрицательных последствий нашего "заставляния"...

Мои принципы в воспитании детей:

  1. Проверочный вопрос при любом воспитательном воздействии: "Как то, что я делаю и чего хочу от ребенка, отразится на его будущем?" То есть, что он будет делать с последствиями моего "воспитания", когда станет взрослым - они ему помогут жить или станут проблемой, на решение которой придется потратить полжизни? Этот подход принципиально отличается от того, который очень хочется иной раз применить  - добиться того, чтобы ребенок был "удобным" сейчас. Это проще, и получается само собой - ведь именно так почти всех нас и воспитывали.
  2. Ребенку нужно доверять. У него есть интуиция, инстинкт и свой путь развития, и он знает (чувствует) что ему полезно, а что - нет. Он по природе не дебил и не злыдень. Изначально ребенок рождается морально и психически здоровым и способным, а если в нем и проявляются со временем какие-то отклонения - то это уже наша заслуга. Опять-таки более распространено обратное убеждение, что дети глупы и испорчены - и их постоянно нужно "исправлять" и "наставлять на путь истинный" во всех сферах жизни. Стоит нам ослабить неусыпный контроль - и они сразу "скатятся в канаву", образно выражаясь. Сколько бед приносит такая позиция детям, и в детстве, и особенно, во взрослой жизни, сегодня говорить не будем - спросите у психологов. Или вот моя статья о нравственном воспитании детей.

Начнем со второго пункта. Признайтесь, кому нравилось учиться в школе? Есть такие? Ходить в школу ради общения некоторым нравилось, да - а именно учиться? Я помню, как у нас было принято стонать по поводу ненавистной учебы, и как мы сочиняли пародии на стихи и песни, выражая свое недовольство школой. А ведь я была отличницей, и учеба давалась мне легко.

Сейчас я наблюдаю, как мой сын с друзьями обнаруживают те же настроения - прямо так детство и вспоминается! Ни один ребенок не хочет учиться в школе. Так может, он прав, защищаясь от того, что ему не нужно и не полезно? Ведь сами по себе дети любознательны и у них есть инстинкт развития. Вон, мой младшенький сидит и учит слова по картинкам - не оттащишь, а никто ведь его не заставляет!

Теперь о "пользе хороших оценок". Вы, наверное, не раз слышали, что по данным социологических исследований троечники в жизни достигают большего, чем отличники. Если не слышали - спросите у Google. Такое ощущение, что те, кто хорошо учился в школе, растрачивают на это весь свой потенциал - и на долю взрослой жизни уже не остается. Но это шутка. На самом же деле, наша система образования построена так, что для того, чтобы хорошо учиться, нужно разучиться самостоятельно мыслить и выучить шаблоны. Почему она так устроена, судить не берусь - но это факт. Вы серьезно думаете, что школьная учеба развивает и дает знания, которые потом помогут ребенку обрести успех в жизни?

Мои школьные сочинения всегда висели на доске почета не потому, что там было что-то оригинальное, а наоборот. Я быстро догадалась, что мои мысли никому не интересны. Высказывать свое мнение я начала только в старших классах - уже из бунтарства, а до этого просто писала опусы, ловко составленные из расхожих штампов. И это - сочинения!

С тех пор ничего не изменилось. Сейчас моего сына никогда не зовут к доске и ругают за то, что он неправильно - не так, "как положено", решает задачи по математике. У ребенка выдающиеся способности к предмету, учительница это признает, но что делать с этой "неправильностью" она не знает - разве что на олимпиады его направлять... В третьем классе я пыталась его "заставить" учить таблицу умножения, но после того, как он мне доказал, что умножает и делит без нее с той же скоростью, что и я, отступилась. Так до сих пор и живет без таблицы умножения, что не мешает ему решать за урок контрольную в двух вариантах...

Очевидно, что человек, не способный (разучившийся в школе) самостоятельно мыслить вряд ли многого добьется в жизни. Нет, "винтиком системы" он может быть, но те времена, когда была "система с винтиками", уже канули в лету. Современная реальность требует креативности и самостоятельности. Опять же, если ребенок все силы отдает учебе, у него не остается времени на то, чтобы приобретать действительно важные навыки - общения, например. Или углублять самостоятельно знания в тех областях, которые ему действительно интересны и лягут в основу его будущей профессии. В результате, сами понимаете - успех ему не светит... Не слишком ли это дорогая цена за хорошие оценки в школе?

Кому они вообще, эти оценки, нужны?

  • Оценки нужны учителям для рейтинга (или как это называется?). Учительница сына моей сестры регулярно давит на нее, чтобы она озаботилась оценками сына, откровенно признаваясь, что она сама в этом заинтересована - не в успехах ребенка, а в своих баллах. Ничего не имею  против учителей и их премий. Они не виноваты, что система образования такова, но приносить в жертву этому своего ребенка как-то не хочется...
  • Еще оценки детей нужны нам самим. Нам хочется гордиться и хвастаться, что наш ребенок - отличник. Это настолько приятно, что будущее этого ребенка уже как-то не важно. Тем более, что мы твердо верим в штамп, выученный в школе, что будет хорошо учиться - его ждет блестящее будущее, а не будет - станет дворником. И мы, вроде как, за него "переживаем", видя двойки... Подумать, что этот штамп не соответствует реальности, мы себе труда не даем. На самом же деле, оценки - даже не показатель умственного уровня ребенка и его способностей. Оценивается только умение "вызубрить" что-то вовремя. Если уж мы хотим гордиться нашими детьми, то лучше обратить внимание на  другое - на развитие творческих способностей, смекалку, волю, умение добиваться целей. О наших детях больше говорит - и больше им дает, дополнительное образование, кружки, секции, увлечения и авторитет у сверстников, чем школьная учеба. Считать ребенка "тупым" на основании двоек по любому предмету, по меньшей мере, несправедливо, а заниженная нами его самооценка гораздо ощутимее скажется на его будущем, чем незнание каких-нибудь логарифмов.
  • Меньше всех хорошие оценки нужны самому ребенку. Даже уважения среди сверстников благодаря им не получишь, скорее наоборот - "ботаником" обзывать будут... Это не говоря уже о том, что в будущем они ему, скорее, навредят.

Что же делать со школой?

Вы спросите: Так и что теперь, пусть совсем в школу не ходит? А как же он в институт пойдет? - Ну, не так радикально - пусть ходит, но хорошо учиться там совсем не обязательно. Мы не силах изменить законодательство и систему образования, но свести к минимуму последствия взаимодействия наших детей с этой системой мы можем. Для этого просто не нужно требовать хороших оценок. Единственное, что требуется от ребенка - это вытягивать на троечки четверти и полугодия, чтобы не остаться на второй год или на осень. Ребенок сам понимает, что такое "счастье" ему не нужно. Представляете, сколько нервов мы сэкономим себе и детям, если перестанем "напрягаться" по поводу оценок?

Если говорить о ВУЗе, то что мы слышим на первой же паре любого предмета?  -"Забудьте все, чему вас учили в школе!" Да, для поступления в ВУЗ оценки по определенным предметам должны быть хорошими. Так это получится само собой! В средних классах становится понятно, к чему у ребенка есть способности и склонности. Вот пусть на эти предметы и делает упор - особенно в старших классах, поближе к ВУЗу. Зачем ему мучиться, пытаясь добиться чего-то в дисциплинах, к которым у него нет способностей и не лежит душа?

Сейчас мой сын в шестом классе. Как и все, я готовила его в первый класс, рассказывая сказки о том, как интересно в школе и как много нового он там узнает. Через месяц сын сказал, что ему не интересно, и он не хочет ходить в школу. И тут его ждал сюрприз! Мама объяснила, что все равно туда ходить придется - таковы законы общества, иначе его отправят в детдом и там все равно заставят учиться...

Этакая первичная социализация - уважай законы государства, в котором живешь, независимо от того, нравится тебе это или нет. Спорили мы долго - общество с такими законами ему тоже не понравилось... "Ну что же, вырастешь - становись президентом и меняй законы! А пока будь добр "отбыть" эти 11 лет любым способом, не создавая проблем ни себе, ни мне."

И кстати, эти способы дети находят! Особенно в эпоху всеобщей "интернетизации". Вы знаете, что есть такой сайт, где выложены ответы на все задания? Те, кто списывает оттуда, получают пятерки, а кто делает задания сам - что получится. Вот такая ирония! Учителя об этом знают, но что поделаешь? - ответы-то верные...

Нечестно? - Да. Но в условиях, когда ты учишься "для галочки", а твое реальное развитие и интеллект никого не интересует, и знания эти тебе никогда не пригодятся, нет разницы: выучить - и забыть на следующий день, или списать. Согласны? Если не согласны, то все равно ребенок будет списывать - только вы об этом знать не будете. Если интересно, почитайте о том, как потерять доверие ребенка.

Каюсь, я не без греха - хоть и не ругала за двойки, но пыталась замотивировать на пятерки и напоминала про домашнее задание - безуспешно. Полгода назад мне это надоело и я сказала, что это - его личное дело, но если мне позвонит его классная из-за "хвостов" и будет просить принять меры - придется принимать меры. Высшая мера известна - отлучение от компьютера. И что получилось? - Классная ни разу не звонила, хотя раньше это случалось регулярно! А насколько легче нам с сыном стало жить, вы даже не представляете!

А как вы решаете больной вопрос с учебой ваших детей? Заставляете их учиться или нет? Вряд ли мне удалось переубедить сторонников хороших оценок, но надеюсь, что этот пост хотя бы поможет вам меньше расстраивать при виде оценок ваших детей - как раз скоро дневники выдают... Жду вашего мнения в комментариях - согласны вы со мной или нет? До встречи в новых статьях!

© Надежда Дьяченко

Надежда
Психологическая помощь в развитии личности и решении личностных и семейных проблем, поддержка в выходе из деструктивных отношений ► ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ◄
Главная » Воспитание детей » Не ходите, дети, в школу!.. - вредная и полезная статья
198 Не ходите, дети, в школу!.. - вредная и полезная статья
  1. Анна

    Надежда, признаюсь, что сначала хотела возразить по поводу того, что нужно приучать ребенка трудиться. А потом стала вспоминать себя, своих родственников и знакомых. Я была старшим ребенком. И меня приучали трудиться. И я как примерная девочка приучилась. В школе я была отличницей. Не сказать, что мне это каким-то тяжелым трудом давалось. Просто выполняла домашние задания и потом благополучно забывала то, что неинтересно. Благодарна родителям, что они привили мне интерес к математике, а потом к информатике. Интерес к решению сложных задач, к вызову и ответу на вызов. И это помогло мне потом и с профессией и в жизни. Если бы только не синдром отличницы. Избавляться от этого синдрома я начала только лет в 35. Сейчас мне кажется, что нет такой обязанности — быть хорошей для всех, нет такой обязанности — получать хорошие оценки. Здоровый пофигизм никогда не помешает. Посмотрите, как часто младшие дети, на которых родители махнули рукой, добиваются успеха. И сам по себе успех – понятие относительное. Ведь самая главная наша задача – найти себя в этой жизни. А это сделать можно в любом возрасте. Так мне сейчас кажется.

    Ответить
    • Надежда

      Анна, совершенно с Вами согласна — найти себя. Да, можно это сделать в любом возрасте, но лучше в юности, а не перед пенсией осознать, что всю жизнь прожил по чужой программе… Согласитесь?
      Наши с Вами истории очень похожи — я тоже старшая, тоже отличница, и даже математику всегда любила :)

      Ответить
  2. Анна

    Странно, но в школе мне нравилось учиться. И в моем аттестате было всего четыре четверки. Учиться мне разонравилось позже — в ВУЗе. Я поняла, что то чему меня учат в большинстве своем не имеет никакого отношения к реальной жизни и профессии. То есть большая часть предметов, как признаются и сами преподаватели дается для общего развития. Но зачем мне их общее развитие, я не понимаю. Я и без того считаю себя достаточно развитой. И я бы лучше потратила свое время на изучение интересной мне информации или на свои увлечения, чем на изучение предметов для общего развития. Ребенок у меня пока в школу не ходит и я не могу сказать, как сложатся наши отношения со школой. Но мне будет сложно совсем не обращать внимание на оценки. А вообще мне нравится высказывание «я спросил одного кадровика, почему все непременно требуют высшего образования? Он ответил: — Чтобы была гарантия, что этот человек в состоянии пять лет подряд бесплатно заниматься тупой неинтересной фигней.»

    Ответить
    • Надежда

      Анна, и вправду странно, что нравилось в школе и не нравилось в ВУЗе. ВУЗ ведь более профильный…
      Может, Вы просто не по-себе выбрали ВУЗ? Я вот на все предметы хожу как на праздник — они так хорошо подобраны, что общее развитие получается очень гармонично, и нет ничего лишнего! Или это у нас специфика такая?
      Но про кадровика рассмешили! :razz:

      Ответить
      • Анна

        Надежда, в школе я училась в различных экспериментальных классах. Первый и второй в гимназическом. там над нами ставили эксперимент — обучали по какой-то новой методике. Было очень интересно и необычно. Я бы и свою дочку отправила учиться по такой. Но не знаю учат ли по ней в нашем городе (я училась на Украине и потом узнала, что по этой программе хотят учиться у моей первой учительницы многие. В общем программа имела успех). В третьем классе у меня была углубленная математика, и хотя матику я никогда особо не любила, мне нравились другие предметы — просто очень повезло с учительницей. В 5ом я сама выбрала направление — химико-биологическое (в тот момент меня интересовала живая природа и биология соответственно). ездила от класса на олимпиаду на станцию юннатов. В 6ом снова поменяла класс. по родству с предыдущим это был химико-физический. потом училась в обычном классе, а заканчивала школу в классе с углубленным изучением английского языка :-) К старшей школе я поняла, что очень многое зависит от отношений с учителем и умением себя показать. В тот момент по многим предметам я просто стала готовить доклады на действительно интересные мне темы. Выступление с докладом гарантировало пятерку (на худой конец четверку) и отсутствие вопросов по предмету от учителя в течении нескольких следующих уроков.
        В ВУЗе так не получилось :sad: В старших классах я уже работала в газете, после школы перед ВУЗом работала на радио… В итоге я видела, что многое из того чему нас учат имеет отдаленное отношение к журналистике. А изучать литературу в ВУЗе — это и вовсе ужас. от меня не требуют высказать свое мнение о произведении, мне даже не очень нужно его понять. Я должна знать основную сюжетную линию и мнение критиков о произведении. При этом я глубоко убеждена, что ни один критик не может знать, ЧТО хотел сказать автор своим произведением. Я тоже не могу знать, но я могу размышлять о том, на какие мысли прочитанное меня натолкнуло. А в ВУЗе хотят стандартного мышления, а не моих мыслей. А учитывая что литературы у журналистов в расписании больше чем журналистики — это каторга :roll: Сейчас я перевелась на заочное отделение, и не уверенна что после дикрета вернусь к обучению Желания почти нет :sad:
        Второе мое образование более практичное. Соответственно и предметы там такие как надо — это ГМУ (государственное и муниципальное управление). Но мне как человеку творческому такое образование дается еще сложнее :oops: И еще, работа с документами очень портит литературный стиль (это из личного опыта. В 16-19 лет я писала лучше)

        Ответить
        • Надежда

          Анна, повезло Вам с такой интересной школьной жизнью! — я еще в советское время училась…
          Не знала, что с журналистикой все так плохо! :( Видимо, потому журналисты и говорят все одно и то же — стереотипами… Переводитесь на философию :) У нас все наоборот — как раз СВОИ мысли нужны, а стандартные никого не интересуют, да и нет в этой области стандартов… ;) Самое то для творческого и думающего человека!

          Ответить
    • Анна | http://mamalama.by/

      Анна, Я по образованию врач, и скажу, что то, как учат в ВУЗе очень хромает. Наши отличники — вполне себе серые мышки, только те, кто самостоятельно учился по монографиям сейчас на самом деле чего-то достиг (талантлив). А отличники, если чего и достигли, так это — осели на кафедрах))) И теперь так же заставляют студентов брать науки «седалищными буграми»))))

      Ответить
  3. Анна | http://mamalama.by/

    Надежда, спасибо большое за такие интересные статьи, за то, что они так цепляют читателей и провоцируют на обсуждение! Уже несколько дней читаю и сами посты и комментарии, правда с планшета, с которого не очень удобно писать объемные ответы))) Поэтому сейчас пойду высказываться :)

    Ответить
    • Надежда

      Анна, спасибо за такой отзыв! Рада найти внимательного читателя! Не прощаюсь — будем беседовать ;)

      Ответить
  4. Наталия Хоробрых | http://blognatali.ru/

    Надежда, пока прочла статью, без комментариев. Напишу по статье. Чувствуется, что это крик души. Хотя я как раз была тем редким ребенком, которому нравилось в школе именно УЧИТЬСЯ, и общаться и дружить я предпочитала с учителями, сверстники всегда были неинтересны.
    Но сейчас время такое, что и учителя НЕ интересны, НЕ личности, у которых хочется что-то перенимать.
    У меня есть своя позиция по поводу обучения моего ребенка, и она определилась тем, что с нового учебного года он будет учиться дома, и я об этом нашем эксперименте с ним буду писать.
    Мой ребенок, кстати, обожает учиться, но вне школы, и именно как раз потому что не хочет, чтоб его НАЗЫВАЛИ «ботаником», хотя БЫТЬ ботаником (по сути) ему как раз нравится, как нравится познавать новое. Сейчас (летом!) он с увлечением читает книги по физике, геометрии, истории, ну а по литературе сам бог велел.
    Я не знаю ни одного ребенка, которого бы школа не искалечила. И, к слову, в ближайшее время напишу об этом еще одну статью на блоге, касающееся именно школьного «общения». И его уровня…
    Так что тема больная для многих. И здорово, что вы ее затронули. А теперь пойду читать комментарии.

    Ответить
    • Надежда

      Наталия, очень интересно! Хорошо, что я на Вас уже подписана ;)
      Ваш сын дома САМ учиться будет, я правильно понимаю? Если так — правильное решение. И знания будут прочнее. Сама так училась один год :)
      Мой недавно тоже задал вопрос о домашнем обучении — но он у меня сказочно ленив… Дорастет до такой самоорганизации, чтобы это не мамина «головная боль» была — тоже буду «за»!

      Ответить
  5. Ольга Хорхой

    Еще одно замечание — современная система таки требует «винтиков». Просто эти винтики для разнообразия в разные цвета крашены. Стандартизация — великая вещь. И литература, и средства массового вещания, и одежда, и мысли — окончательно приводятся к одному знаменателю. Один из ярких примеров — тестово-фактографическое так называемое образование. Дается не понимание предмета, а «набор типовых решений», и это — в лучшем случае, обычно же — «набор типовых ответов», часто абсолютно бессмысленных.

    Ответить
    • Надежда

      Ольга Хорхой, какую систему Вы имеете в виду? Да, гигантам — производителям нужно стадо бездумных потребителей, и они много делают для его формирования. С государством у нас все неясно. В совке, да, тоже нужны были винтики. Сейчас же нет такого государства…Но возможно, они еще кому-то нужны. Но важно ли это?
      В любом случае, даже если и нужна ли кому-то стандартизация — неужели стоит приносить ей в жертву СВОЕГО ребенка? Как можно ему такого желать?

      Ответить
      • Ольга Хорхой

        @Надежда,
        В совке-то как раз требовались свои ученые и инженеры, спасибо холодной войне и железному занавесу. Власть боялась военного вторжения — власть защищала себя, создав наукоемкую оборонку, а ей требовались серьезные специалисты: понимающие, думающие, пусть и в довольно узкой области. Нынешней власти нужно немного населения, которое обслуживает трубу, и еще кое-какое — чтобы обороняться от собственного народа, «ежели чО». Для этого умных не нужно, наоборот — они смертельно опасны.

        Результат налицо.

        Ответить
  6. Надежда

    Ольга Хорхой, я далека от политики. Какое нам дело до того, что нужно власти? Жизнь-то наша и наших детей…

    Ответить
    • Ольга Хорхой

      @Надежда,
      Не обязательно быть метеорологом, чтобы следить за погодой.
      Иногда это важно.

      Ответить
      • Надежда

        Ольга Хорхой, иногда — да. Но в данном случае не вижу причин об этом думать ;)

        Ответить
        • Ольга Хорхой

          @Надежда,

          Ваше право. Но в этом случае вам решать, где будет лучше расти ребенку: там, где от него (и в дальнейшем) потребуется быть безропотным скотом, или там, где его человеческие способности и знания будут востребованы.

          Ответить
          • Надежда

            Ольга, на основной вопрос философии: «что первично бытие или сознание?», я отвечаю однозначно — сознание.
            Это я к тому, что человеку стоит ориентироваться на себя, на то, что «востребовано» лично им, а что там вокруг — вопрос десятый. Личность везде останется личностью, а «зомби» везде будет искать и находить управляющего. Не считаю поэтому, что нужно растить детей в соответствии с «востребованностью» какой-то внешней, и чтобы он даже искал этой востребованности — это пассивная жизненная позиция, которая к добру не приведет ни в каком случае.

            Ответить
            • Ольга Хорхой

              @Надежда,
              Увы, этот «вопрос философии» в принципе не фальсифицируем, поэтому задавать его даже самой себе считаю дурным тоном. А вот невостребованные, «лишние люди» — эта проблема в государстве Российском существует еще с допетровских времен. Поэтому предпочитаю увязывать воспитание, образование, а, желательно, и местожительство с требованиями общества. Во избежание трагедии нереализованности у подростающего поколения.

              Ответить
              • Надежда

                Ольга, думать — «дурной тон»? Со времен Сократа и до наших дней великие умы задавались этим вопросом, а Вы считаете себя умнее и Канта и даже К. Маркса? Смело, нечего сказать! :) Очень легко просто отбросить все неудобные вопросы на основании их нефальсифицирумости… хотя этот принцип применим везде, насколько я могу судить. Философия — такая же наука, как и все другие, с методологией, логикой и прочими атрибутами.
                Вы серьезно насчет «увязывания»? Неужели Вы будете воспитывать ребенка «винтиком» ради того, чтобы он «вписался»? Хорошо, но я бы не называла это «реализацией» — все-таки реализация возможна только личностная. А личность реализуется в любом случае… Зависимость от «востребованности» и трагедии на этой почве — это невроз все-лишь, от которого зрелая личность свободна ;)

                Ответить
                • Ольга Хорхой

                  @Надежда,
                  Ваше право воспитывать ребенка лишним человеком. Посмотрите вокруг — таких уже толпы. И винтиком воспитывать — тоже ваше право, если захотите: это тоже малоперспективно в плане выживания. Винтики слишком часто заменяют.
                  Предлагая эти два варианта, вы пытаетесь загнать меня в вилку псевдовыбора: ограничивая варианты двумя худшими из возможных.

                  В то время, как их значительно больше:
                  1) Поменять место жительства на то, где еще нужны думающие люди (смотрим национальный состав работников «силиконовой долины», и это только для примера)
                  2) Поменять место жительства на то, где в принципе все можно начать с нуля (малоосвоенные и брошенные территории)
                  3) Поменять государство, которому не нужны думающие люди…

                  Вариантов — масса. А дети, выращенные необразованными хикикомори — это достойно Дарвиновской премии.

                  Ответить
  7. Надежда

    Ольга, так это Вы же говорите, что нужны эти винтики :) И почему- считаете, что есть где-то государства, где нужны думающие люди :))) Государству, как таковому, по определения они не нужны — ими трудно управлять.
    Повторюсь — я не считаю вообще, что человек зависит от того, что вокруг, скорее наоборот. Но это мой выбор :) Обвинять государство или кого бы то ни было в том, что ты «не реализовался» — самое банальное оправдание своей никчемности. Такой человек всегда и везде найдет те неблагоприятные факторы, которые ему якобы непреодолимо «мешают». Таким образом поиски благоприятных условий обречены на провал, потому что ищущий исходит из ложной предпосылки и на самом деле не хочет их найти — ему нужны оправдания, а не реализация.

    Ответить
    • Ольга Хорхой

      @Надежда,
      Определенные обстоятельства вынуждают любое государство действовать для «поумнения» части своего населения. Это: «оружейники», «информационщики», «энергетики» и «связисты». Без этого сложно управлять в современных быстро меняющихся условиях большой массой населения и обороняться/держать в страхе возможных врагов. Но это — только для независимого, не марионеточного государства. А оно в современном мире одно (Китай оставим в стороне, ибо совершенно другая культура и излишек своего населения). Какое — вы знаете.

      Обвинять государство бесполезно, ибо это не юридическое и не физическое лицо. А вот оценивать его цели и соответствие их вашим — реально. Ураган нельзя победить — его можно или переждать в укрытии, или заранее переехать из неблагоприятной местности.

      Для умного — хватит, для остальных — увы.

      Ответить
      • Надежда

        Ольга, а можно выучиться на философа — и ураган использовать :) Знаете, кто в основном работает в рекламе и в других областях подобных?

        Ответить
  8. Ольга Хорхой

    Попробуйте, но психологов и рекламщиков выпущено, как икринок в карасиный пруд… Сколько там из тысячи икринок карасей выйдет?

    Ответить
  9. Ирина

    Любила учится, но ненавидела школу.
    Наша система образования была отработана в советское время, когда требовался огромный поток обученных определенным навыкам людей, которых можно поставить за станок/кафедру/кульман. И не только в СССР. Сейчас этот конвейер дал сбой, а выход пока не найден.

    Ответить
    • Надежда

      Ирина, именно — конвейер дал сбой, а система осталась прежней :)

      Ответить
  10. Света

    Здравствуйте! У меня ребенок не захотел ходить в школу спустя 3 месяца. Мы ушли на семейное обучение. Учимся почти год. Социализации хватает. Всегда стараюсь учитывать интересы своего ребёнка. Периодически спрашиваю, не хочет ли она учится в школе, отвечает, что пока не хочет.

    Ответить
    • Надежда

      Света, здравствуйте. Вы прямо с первого класса? Сами с ним занимаетесь? Я своего спросила в этом году (7 класс) и он выбрал школу — там друзья и самоорганизовываться не нужно :)

      Ответить
  11. Юльчатка | http://ulchatka.ru

    Меня никогда не заставляли учиться, всё делала сама и с удовольствием. Поэтому дочку тоже не заставляю, а показываю на собственном примере, что может получиться, если подходить к делу с творчеством, терпением, усидчивостью (конечно, не всегда всё гладко проходит :) ). Дочка сама изъявила желание заниматься музыкой (2 инструмента осваиваем вместе), шахматами, живописью. Я много поделок её выкладываю на своём блоге, можете посмотреть ;)

    Ответить
    • Надежда

      Юльчатка, здорово! Вы хотите сказать, что школьная учеба ее так же увлекает, как творчество?

      Ответить
      • Юльчатка | http://ulchatka.ru

        @Надежда, дочке нравятся некоторые предметы, но остальные изучает, потому что знает, если успеваемость снизится, то и с кружкАми придётся расстаться.

        Ответить
        • Надежда

          Юльчатка, это Вы ей такие условия поставили? О_О

          Ответить
  12. Елена Романова

    Удивительно! Но мне нравилось учиться! Может быть не всегда хотелось выполнять домашнее задание … Училась я хорошо, без троек. Школу окончила с 4 четверками…
    Жаль только, что обучение ( и не важно это школа, училище или институт) не всегда дает самое главное — практику! И многое лишнего и не нужного просто для жизни!

    Ответить
  13. Ксения Несютина | http://ideas4parents.ru

    Тут есть и оборотная сторона медали — тем кто любит учиться тоже нечего делать в школе )) Я обожала учиться: могла сидеть и решать задачи с утра до глубокого вечера, забывая даже по есть. Мама приходит с работы: и я вдруг понимаю, что она сейчас спросит «Что ты кушала», а мне нечего сказать ведь все целое )))
    И мне школа тоже мешала — она очень отвлекала от учебы. Потому что надо зачем то идти туда, слушать учителей часами (а все что они говорят можно понять за 5-10 минут) и это раздражало…

    Ответить
    • Надежда

      Ксения Несютина, вот и я про то — умному ребенку школа лишняя, как ни крути :)

      Ответить
    • Мария

      Ксения, вы, наверное, стали крупным и известным математиком? Как и, судя по комментариям, многие здесь.

      Ответить
      • Ксения Несютина | http://ideas4parents.ru/

        Да, я веду свою онлайн-школу по математике — _ideas4parents.ru/WebinarPages/math_sales_2017/index.html . Преподаю олимпиадную математику для детей от 5 до 12. Долго работала программистом и многие системы видео-наблюдения в аэропортах Москвы и Израиля работает по алгоритмам, которые писала наша команда.
        Ваша ирония понятна, но не в мой адрес, пожалуйста.

        Ответить
  14. Юрий Снега

    Из своего детства. До пятого класса был отличником. Круглым. А потом всё ниже и ниже. Но… Всегда нравились гуманитарные науки. Это я к тому, что окончив школу и оглядываясь, уже теперь, назад, понимаю — всё, что пригодилось «оттуда» мог бы освоить за, максимум, год обычного школьного обучения. При этом вопрос социального развития был разный — и хороший, и не очень.
    А вот касательно детей, со старшим сыном как раз и получилось по обычной, накатанной схеме: хорошо учись и т.д.
    Дальше было уже легче в моём понимании: зачем науки, какие нужны и почему. Дочь в своё время настояла уйти из английского класса — никак языки ей не давались. Я согласился — нет так нет. Сейчас в совершенстве владеет несколькими иностранными, всего добилась по собственному желанию, конечно, поддержку в её так кардинально поменявшихся устремлениях мы, родители, оказывали. Под конец школьного обучения языки её «вдруг» очень заинтересовали. А имеющиеся сейчас результаты дочь удивляют в первую очередь — как это так ей удалось.
    Ещё одна дочь и ещё больше свободы. Рисование — да, лепка — да, бисер и другое, подобное — да. Ну и так далее и в том же духе. Художника в семье не растили, скульптора, музыканта и других — тоже. Зато понимание многих нужных вещей и свой взгляд на жизнь привить, надеюсь, удалось.
    Максимальная свобода выбора и самовыражения — то, что теперь стараюсь дать младшему сыну. Обычная школа в моём понимании есть очередная жизненная проблема, которую придётся решать. Думаю справиться успешно, опираясь на предыдущий опыт. Но само посещение этого заведения под очень большим вопросом. «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные годы» (дословно не помню).

    Ответить
    • Надежда

      Юрий Снега, какой богатый опыт у Вас — столько детей! Вот то и удивляет, что как только появляются свои дети, люди тут же забывают, как сами недавно такими были и что они чувствовали :) И нужна уже сознательная работа над собой, чтобы преодолеть в себе своих родителей и начать относиться к детям иначе. Рада, что у ас это так хорошо получается!
      Насчет «посещение этого заведения под очень большим вопросом». Да сейчас модно домашнее обучение, но на мой взгляд, это уже слишком. Школа хороша как раз тем и хороша, что это «проблема». Где-то нужно ребенку получать опыт взаимодействия с другими, очень непохожими, людьми и другими порядками — для того, чтобы стать сильнее. «Прокачка» такая :) Выросший «в теплице» человек может оказаться мало на что способен именно из-за этого.
      А «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» — так можно, в крайнем случае, последние классы сдать экстерном, если сам ребенок захочет. Я в свое время так и пыталась сделать, сдала несколько предметов, но заболела надолго. Потом заканчивала уже вечернюю школу, которой было достаточно — то, что там давали раз в неделю, было намного качественнее, чем полная неделя обычной. Тоже вариант :) Хотя, не знаю как сейчас — я давно в школе училась…

      Ответить
  15. Юрий Снега

    Нет, в школу,конечно же, пойдём. Придётся подумать как это сделать, ведь то, что внутри у каждого ребёнка, желательно максимально извлечь наружу, да ещё и не «сломать» при извлечении. И, опять же, вспоминая именно своё детство, хорошо помню время когда учиться очень хотелось и когда это было совсем «не очень».
    На самом деле считаю, все дети умные. Они, как белый лист перед сочинением — вот только этому листу правильные буквы и нужные мысли. Тогда всё получится.

    Ответить
    • Надежда

      Юрий Снега, зачем что-то специально «извлекать»? Мне кажется, главная задача родителя — скорее «не мешать» ребенку своей активной помощью :) И писать на этом «листе» лучше поменьше… — не такой уж он и чисто белый ;)

      Ответить
  16. Юрий Снега

    Ну, если не «извлекать», тогда дать возможность. Ведь если «не мешать», тогда это как: оставаться в стороне или всё же активно участвовать?

    Ответить
    • Надежда

      Юрий Снега, разве нет третьего варианта к «оставаться в стороне» и «активно участвовать»? Я подозреваю просто, что активное участие будет тоже с позиции взрослого — умного и покровительствующего… а это больше мешает :)

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

* Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности