Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?

Нужен ли детский садик?

В прошлый раз я рассказала о своем неудачном опыте устройства младшего сына в детский сад. Естественно, я задалась вопросом, а нужен ли ребенку садик вообще? Какие плюсы и минусы у садика в сравнении с домашним воспитанием?

Разумеется, я изучила кучу информации на эту тему, научной и не очень. Делюсь выводами и моими мыслями о том, что дает ребенку садик, и зачем он ему нужен. Устраивайтесь поудобнее, статья получилась большая.

Связь между матерью и ребенком - это плохо?

Ребенку нужен режим. Где-то я это слово уже слышала... Точно! - "колония строгого режима". Преступников  наказывают режимом и верят, что он способствует их исправлению. Обычно не способствует, но наш вопрос не в этом. Дети-то в чем провинились? И от чего их нужно исправлять? Похоже, я догадываюсь, от чего...

Когда мы устраивались в садик, то и врачи, и воспитатели мне говорили: "У вас с ребенком слишком сильная связь. Вы вредите этим ребенку. Пока вы это не переборете, ничего не получится". Видите, какая аномалия - связь ребенка с матерью, от этого непременно нужно исправляться! Да, трудно и больно - но что поделаешь...

Вот интересно, с каких это пор связь между матерью и ребенком стала вредной и ненормальной?! Что может быть естественней родительской и детской привязанности? Что может быть прекрасней любви матери и ребенка? И как же это раньше-то люди жили, выросшие в семьях без садиков?! Все были инфантилами? Сдается мне, что как раз наоборот - это сейчас количество отклонений на душу населения зашкаливает.

Да, я знаю, что бывает такое отклонение у мамочек, как "гиперопека". Детки у них растут несамостоятельными и с проблемами. Но, во-первых, это точно не мой случай - я не имею привычки детей контролировать, и по самостоятельности они у меня вообще впереди планеты всей. :) А во-вторых, если отношения матери с ребенком и нуждаются в коррекции, то из этого не следует, что их нужно разрывать.

Да, ребенок растет и постепенно отдаляется от матери. Но всему свое время - каждый этап взросления происходит естественно. Этот процесс не остановишь, - но зачем его форсировать? Давно ведь известно в педагогике, что развивать что-то не по возрасту возможно только за счет того, что по возрасту должно развиваться, и эти потери потом невосполнимы.

Начиталась я страшных историй и полезных советов про "адаптацию ребенка к садику". Резюмирую: "Поплачет, поистерит - и привыкнет". Представляете, что происходит в его маленькой душе, пока он вот так плачет?! Как ему приходится смиряться с тем, что мама его бросила и привыкать к месту лишения свободы, которое ему совсем не нравится? И не просто не нравится, а до слез, до истерики!

Привыкнет и понравится? Да, человек ко всему привыкает - он скотинка живучая и адаптивная... Но какой ценой?! И в тюрьме люди смеются и находят что-то интересное. Но, все-таки, я не думаю, что кто-то считает, что тюрьма человеку непременно нужна, полезна и способствует развитию, как это считают о садике.

Ведь все эти мучения ребенка устраиваются это ради его же блага! В чем благо-то, может кто-нибудь объяснить? Ради чего лишать ребенка мамы и детства, и что он такого приобретает, что было бы важнее того, что по его личному мнению важнее всего? Посмотрим.

Для чего ребенку нужен садик, как считается

Садик нужен ребенку для социализации

Сдается мне, что социализация тут от слова социализм, а не социум. Научиться общаться с другими людьми и усвоить правила поведения в обществе (что и есть социализация) ребенок отлично может и дома. Он ведь там общается, причем с первого дня. Дружить со сверстниками - на площадке. С теми, кто ему нравится, и никак не 10 часов в день.

В советском государстве отнятие ребенка от матери как можно раньше было оправдано. Системе нужны были послушные винтики. Если ребенок будет расти в семье, где его любят и помогают развиваться так, как ему лучше, то он вырастет другим человеком. Человеком, способным на творчество и личностные отношения, самостоятельно мыслящим и имеющим достоинство. А такой человек никудышный объект идеологической обработки и плохой строитель коммунизма.

Ценности коллективизма эффективнее впитываются в младенчестве и с одновременной травмой. Привыкнуть, что ты - "ноль без палочки", никому твои желания и мысли не интересны. Коллектив выше и важнее личности. Заменить воспитание дрессировкой. Будь добр слушаться, ходить строем и делать только то, что скажут, так, как скажут и тогда, когда скажут. Шаг вправо / влево считается побегом и карается расстрелом наказанием... Как там в садике наказывают?

Садик нужен ребенку для подготовки к школьной дисциплине

Серьезно? В 7 лет, когда пора в школу, ребенок будет уже совсем другой. Он будет уже способен к самоконтролю и к выходу в мир - вот тогда он готов воспринять дисциплину. Но не раньше! И эта самая связь с семьей к 7 годам у него тоже естественным образом ослабляется.

Мой старший сын, не имевший понятия ни о какой дисциплине, в первом классе сам вставал по будильнику, собирался и шел в школу. В то время, как садиковских детей собирали родители - и не только в первом классе.

Дисциплина  нужна самому ребенку

Зачем? Родителям она, да, удобна - но не ребенку. Вот возможность мир познавать так, как ему хочется, ему нужна. Еще семья нужна, любовь и ласка, мама нужна, которая ушибленную коленку поцелует... Кушать нужно, когда проголодался и спать, когда устал. А дрессировка дисциплина не нужна!

Потом, когда подрастет, будет нужна самодисциплина. Но внешняя дисциплина тут вообще ни при чем, коме того, что она мешает формированию этого навыка.

Человек, привыкший с детства, что его все время контролируют, что его жизнь уже расписана, и это расписание выполняется за него другими, не имеет никакой базы для формирования самодисциплины. Он таким образом учится не самоконтролю, а тому как выжить в условиях стороннего контроля, то есть как его обходить.

Когда же он остается один на один с необходимости самодисциплины, он теряется и не знает что делать. Есть большая вероятность, что он так и будет оглядываться в поисках "прапорщика", даже взрослый. Встречали мужчин, которые (в поисках спутницы жизни) признавались, что им нужно, чтобы их "кто-то держал в руках"? Я встречала много...

Наша педиатрия уже дожила до того, что кормить грудью нужно ребенка по требованию. Раньше это делалось по часам. Во имя "блага ребенка" которому "нужен режим", орущего от голода малыша не кормили - пока время не подойдет. И на ручки не брали - "чтобы не привыкал".

Кормить по требованию - уже дожили. Кормить грудью не один год, а два и больше - дожили. Говорить о важности связи между матерью и новорожденным ребенком - тоже. А до того, чтобы признать естественной и полезной связь между матерью и ребенком после 3-х лет - почему-то, еще нет.

Пережитки советской системы так просто не проходят. Система умерла, но дело ее живет. И садики, которые дедушка Ленин называл "ростками коммунизма", продолжают растить винтики системы.

Мне кажется, что оторванный от семьи ребенок теряет что-то очень важное. Теряет теплые отношение и доверие, теряет заботу лично о нем. И эту потерю в таком возрасте потом очень трудно будет компенсировать. Он входит в мир не через ту дверь, и жизнь его в этом мире получается не та, какой могла бы быть...

А потом мы удивляемся, почему же столько проблем у людей в отношениях? Откуда столько разводов и абортов, почему столько невротиков, алкоголиков и прочих? Почему даже "порядочные" люди не могут счастье свое построить и вынуждены обращаться в психологам?

В садике ребенок развивается

Почему-то считается, что групповые занятия в садике ребенка развивают. Мне кажется, что скорее наоборот. Развивает самостоятельное исследование мира и размышление над результатами этого исследования. Обучающий процесс в садике поставлен так же, как в школе - думать там не учат и не дают. И результаты должны быть соответствующие.

Ребенок, познающий мир естественным путем и сам размышляющий, и способности свои выявляет, и интеллект развивает достаточно, чтобы потом легко усваивать и обрабатывать любую информацию. Это уже не говоря о том, что дети очень разные. Каждому на данный момент интересно и  нужно для развития свое и в своем темпе. А это предполагает строго индивидуальный подход, который возможен только дома.

Научные данные о том, нужен ли ребенку садик

Поскольку я девушка дотошная, то я полезла искать научные подтверждения или опровержения своим ощущениям и выводам. И нашла! Оказывается, я угадала - все так и есть. Кому скучно, можете пропустить эту часть:

  • в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости… (то же относится и к садикам)
  • социальное развитие ребенка в большей степени зависит от контактов со взрослыми, и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками
  • Если ребенок проводит более 10 часов в неделю в детском саду, это приводит к повышенному риску нарушения его чувства безопасной привязанности к матери в сравнительно раннем возрасте, что ведет к существенным негативным последствиям для развития ребенка;
  • В частности, нарушение чувства безопасной привязанности в раннем возрасте серьезно повышает вероятность интернализованных поведенческих проблем как для мальчиков, так и для девочек, и экстернализации поведенческих проблем у мальчиков;
  • Дети, установившие и сохранившие чувство безопасной привязанности  к матери в раннем возрасте с большей вероятностью в будущем осуществляют позитивное социальное взаимодействие, имеют позитивное эмоциональное состояние и социальное поведение, успешнее осуществляют взаимодействие с друзьями и сверстниками;
  • Увеличение количества часов, проведенных в детском учреждении, ведет к существенному повышению вероятности низкой социальной компетентности у детей, высокого уровня внешних поведенческих проблем, повышенной уровни конфликтности в отношениях «ребенок-взрослый» в раннем детстве и раннем школьном возрасте, увеличивается вероятность таких поведенческих проблем, как проблемы с послушанием и агрессией;
  • Чем больше часов ребенок проводит в детском учреждении в раннем возрасте, тем более плохие социальные и трудовые навыки он демонстрирует в возрасте 3 класса начальной школы, и тем больше поведенческих проблем – в возрасте 6 класса школы;
  • Чем больше часов ребенок в раннем возрасте провел не на попечении родственников (как в обычных детских садах, так и в детских садах семейного типа), тем больше риск демонстрации им в 15-летнем возрасте проблемного поведения, включая такие виды рискованного поведения как употребление алкоголя, табака, наркотиков, импульсивное вовлечение в иные рискованные виды деятельности.
  • Все это говорит о том, что по сей день сохраняют свою актуальность слова специалиста по психологии из Университета Тафтса профессора Дэвида Элкинда, который писал в 1987 году:
  • «Нет никаких реальных данных, подтверждающих, что ранняя формальная институционализация приводит к каким-либо долговременным или постоянным позитивным последствиям для ребенка. Наоборот, риски, связанные с мотивацией ребенка, его интеллектуальным ростом и самооценкой, могут привести к причинению серьезного ущерба развивающейся личности ребенка. Можно сделать разумный вывод, что раннее образование малолетних детей связано, скорее, с нуждами и приоритетами взрослых, чем с тем, что мы знаем о хорошей педагогике раннего возраста»

Это я стянула с сайта Аналитического Центра"«Семейная политика.РФ». А вот еще, с портала "Наш ребенок":

Как раз постоянная организованная смена деятельности не дает ребенку сосредоточиться ни на чем. У него нет времени обработать информацию, его задача — ее просто пассивно усваивать. Ребенку нельзя думать, ему нужно только воспринимать.

Но процесс мышления у ребенка построен на активном восприятии. То есть когда органы чувств насыщены своей информацией (главным образом кинестетический канал, как мы помним), тогда запускается процесс мышления. При традиционном дошкольном обучении получается наоборот: ребенку уже сообщают готовый вывод, который нужно усвоить за счет механической памяти. А размышлять когда? Некогда, переходим к следующему занятию!

Выходит, что ребенок даже не успевает задаться вопросом, как тут же получает готовые ответы. К тому же, если постоянно перескакивать с одного на другое, некогда сосредоточиться на чем-то одном, поэтому у детей не могут сформироваться стойкие интересы и теряется любознательность. У воспитателей есть поурочный план — сегодня дети обязаны усвоить такие-то сведения и выполнить такие-то поделки. У них есть "расписание познания", как раз в том возрасте, когда это необходимо проходить в спонтанном режиме.

Дошкольный период — время спонтанных игр и творчества. Ребенок не может сконцентрироваться долго на какой-то информации, но это не значит, что он ее забыл и перестал об этом думать! Нужна свобода восприятия окружающего мира, когда ребенок по возможности сам находит объекты для изучения и перерабатывает информацию столько, сколько необходимо.

Кстати, там прекрасный цикл из 3 статей педагога-психолога, посвященный как раз тому нужен ли ребенку садик и домашнему воспитанию. Очень рекомендую!

Выводы: вреда от садика много, а пользы нет

Если обобщить вышеприведенные современные научные данные, то получается, что и социализированы домашние дети оказываются лучше, и развиты больше и проблем в отношениях у них меньше. При этом они еще и менее, чем детсадовские, подвержены влиянию дурной компании коллектива, а так же у них легче проходит подростковый возраст - без конфликтности и тяги к чему не стоит, типа алкоголя, сигарет, наркотиков...

На вопросы читателей о подростках я обычно отвечаю, что главное для успешного прохождения этого периода - заранее построить и сохранить отношения доверия с ребенком. Вот что, оказывается, нарушается в садике -  эти самые отношения доверия! И потом, когда под влияние гормонов подавленные эмоции обостряются, подросток "мстит" родителям за то, что они предали его в раннем детстве...

Получается, что те, кто говорит о пользе садика для ребенка, просто неосознанно транслируют старую советскую мифологию?! Ну, или они "враги", засланные для уничтожения нации :)

А еще я поняла, почему некоторые люди не могут принять мои речи о личностном подходе в воспитании, отстаивают авторитаритаризм, не видят отношений без иерархии. Откуда у нас столько домашних тиранов и жертв, столько стереотипов и проблем с нравственными ценностями... Ростки коммунизма дают плоды!

Действительно, трудно говорить о уважении к личности с человеком, впитавшим с детства, что личность - ничто перед коллективом... О свободе - с тем, кто "отбывал" почти с пеленок. Не хочу никого обидеть. Мне грустно это. Я и не подозревала, что все так запущено, что корни того, с чем я спорю, берут начало не столько в семье, сколько в садике...

Таким образом, я для себя вопрос нужен ли ребенку садик? решила. Я предпочту сохранить "вредную" связь со своим ребенком и вырастить его в доверии. И ради его будущего блага, и ради себя - зачем мне подростковые проблемы? А вы как думаете? Может, вы покажете мне незамеченную пользу от садика? До встречи в комментариях и в следующих статьях!

© Надежда Дьяченко

Надежда
Психологическая помощь в развитии личности и решении личностных и семейных проблем, поддержка в выходе из деструктивных отношений ► ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ◄
Главная » Воспитание детей » Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?
138 Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?
  1. Мария

    Я долго придерживалась вашей позиции по саду, у нес тесная связь с ребенком и разрывать ни мне, ни ему не хочется. Также есть бабушки, которые могут с ним остаться, так как маме пора выходить на работу. Но. Увидела я перед собой пример одного взрослого инфантила — он в сад не ходил, в семье 4 детей было, семья вполне благополучная, дружная. А мужчина вырос совершенно не социализирован — не умеет уважать мнение и интересы других людей, с дисциплиной беда — может пойти спать в 2-3 часа ночи, потом с трудом встает на работу, часто отпрашивается, свободное время дома играет в игры на телефоне или в приставку (человеку уже за 30), а жизнь посвящена угождению собственных потребностей. Человек вроде дома воспитывался в полной семье, но результат- инфантил.
    И по своему ребёнку я вижу, что если не уложить его спать на дневной сон («по режиму»), то когда устанет он засыпает сам в 6-7часов вечера и тогда ночью до 2часов минимум он спать не хочет. Или же еще хуже вообще не заснет днем и потом у него истерика по любому поводу, просто потому что он устал, а то что ему надо поспать не понимает.
    На мой взгляд, не все так однозначно с режимом и садом.

    Ответить
    • Надежда

      Здравствуйте, Мария. Очень странно, что Вы связываете черты Вашего знакомого «инфантила» с тем, что он не ходил в садик. Такие проблемы берутся из семьи и собственного выбора человека. То, что семья «полная» и внешне «благополучная» вообще ни о чем не говорит, и «дружность» отлично может быть созависимостью… У нас очень много совершенно дисфункциональных семей, проблемы которых не видны снаружи, особо неспециалисту. В многодетных семьях, например, часто дети лишены «детства» и достаточного внимания / уважения — вот и «доигрывают» в 30 лет…
      Если бы садик играл роль в воспитании зрелых, не эгоцентричных и социализированных личностей, было бы здорово. Но садик тут вообще ни при чем. Доказательством тому то, что инфантилов из тех, кто в садик исправно ходил, выросло сколько угодно… Тут если есть зависимость, то скорее обратная — преждевременный разрыв с родителями наносит травму. Но определяющую роль все равно играют отношения с родителями: здоровые они или нет.
      То, что Вы пишете про сон Вашего ребенка — это не про «режим», на мой взгляд. С малышами, особенно возбудимыми, иногда бывает, что они заигрываются и им надо помогать лечь спать вовремя, сообразуясь с их реальными потребностями. Которые все время меняются, к слову, — например, через полгодика Ваш ребенок перестанет нуждаться в дневном сне и разумно будет перестроиться. Режим же не сообразуется с ребенком — там «надо, потому что надо», и обычно в интересах не ребенка, а взрослых. И это ребенку не может быть полезно ни в каком смысле.
      Так что «не все так однозначно с режимом и садом», да :)

      Ответить
  2. Мария

    Большое спасибо за статью. Ваша позиция мне близка. Если бы садик и строгий режим были так полезны для ребенка, тогда не было бы столько неадекватных людей. В первую очередь ребенок воспитывается в семье. Конечно воспитание должно быть разумным, сейчас многие родители позволяют делать ребенку что угодно, даже в ущерб другим людям. Нужно придерживаться » золотой середины», чтобы было комфортно родителям и ребенку, но в тоже время не доставлять неудобств окружающим. Естественно это применимо только к здоровым детям. Если у ребенка проблемы с физическим и психическим развитием, нужно быть терпимее. Очень тяжело объяснить разумность такого подхода, который вы описываете в статье, старшему поколению, для которых режим это всё и если я придерживаюсь другого мнения, то я автоматически становлюсь плохой матерью и неправильно воспитываю. Хочется, чтобы как можно больше людей читали подобные статьи и могли понять её смысл. Ещё раз спасибо!

    Ответить
    • Надежда

      На здоровье, Мария. Спасибо за отзыв!
      Ну да, старшему поколению не объяснить ничего — у них свои представления о жизни. Но вопрос — а зачем объяснять? Почему Вам так важно их одобрение Вашего подхода в воспитании? Ведь за ВАШИХ детей ответственность несете Вы, а не они. А Вы сами уже давно выросли, чтобы быть их «хорошей девочкой». Впрочем, и своим детям в отношении себя этот комплекс внушать не стоит, если мы говорим о гуманистическом подходе ;) Удачи в установлении границ!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

* Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности