Заказать консультацию

Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?

"Свободу попугаям!" Ребенок в клеткеВ прошлый раз я рассказала о своем неудачном опыте устройства младшего сына в детский сад. Естественно, я задалась вопросом, а нужен ли ребенку садик вообще? Какие плюсы и минусы у садика в сравнении с домашним воспитанием?

Я изучила кучу информации на эту тему, даже до научных данных добралась! Анализ прочитанного, выводы и мои мысли и на тему: «что дает ребенку садик, и зачем он ему нужен» я и обобщила в этой статье. Устраивайтесь поудобнее, статья получилась большая.

Связь между матерью и ребенком — это плохо?

Ребенку нужен режим. Где-то я это слово уже слышала… Точно! — «колония строгого режима». Преступников  наказывают режимом и верят, что он способствует их исправлению. Как правило, не способствует, но наш вопрос не в этом. Дети-то в чем провинились? И от чего их нужно исправлять? Похоже, я догадываюсь, от чего…

Когда мы устраивались в садик, то и врачи, и воспитатели мне говорили: «У вас с ребенком слишком сильная связь. Вы вредите этим ребенку. Пока вы это не переборете, ничего не получится». Видите, какая аномалия — связь ребенка с матерью, от этого непременно нужно исправляться! Да, трудно и больно — но что поделаешь…

Вот интересно, с каких это пор связь между матерью и ребенком стала вредной и ненормальной?! Что может быть естественней родительской и детской привязанности? Что может быть прекрасней любви матери и ребенка? И как же это раньше-то люди жили, выросшие в семьях без садиков?! Все были инафантилами? — Сдается мне, что как раз наоборот — это сейчас количество отклонений на душу населения зашкаливает.

Да, я знаю, что бывает такое отклонение у мамочек, как «гиперопека». Детки у них растут несамостоятельными и с проблемами. Но, во-первых, это точно не мой случай — я не имею привычки детей контролировать, и по самостоятельности они у меня вообще впереди планеты всей. :) А во-вторых, если отношения матери с ребенком и нуждаются в коррекции, то из этого не следует, что их нужно разрывать.

Да, ребенок растет и постепенно отдаляется от матери, — но всему свое время. Каждый этап взросления происходит естественно — и этот процесс не остановишь. Но зачем его форсировать? Давно ведь известно в педагогике, что развивать что-то не по возрасту возможно только за счет того, что по возрасту должно развиваться, и эти потери потом невосполнимы.

Начиталась я страшных историй и полезных советов про «адаптацию ребенка к садику». Резюмирую: «Поплачет, поистерит — и привыкнет». Представляете, что происходит в его маленькой душе, пока он вот так плачет?! Как ему приходится смиряться с тем, что мама его бросила и привыкать к месту лишения свободы, которое ему совсем не нравится? И не просто не нравится, а до слез, до истерики!

Привыкнет и понравится? Да, человек ко всему привыкает — он скотина живучая и адаптивная… Но какой ценой?! И в тюрьме люди смеются и находят что-то интересное. Но, все-таки, я не думаю, что кто-то считает, что тюрьма человеку непременно нужна, полезна и способствует развитию, как это считают о садике.

Ведь все эти мучения ребенка устраиваются это ради его же блага! В чем благо-то, может кто-нибудь объяснить? Ради чего лишать ребенка мамы и детства, и что он такого приобретает, что было бы важнее того, что по его личному мнению важнее всего? Посмотрим.

Для чего ребенку нужен садик, как считается

Садик нужен ребенку для социализации

Сдается мне, что социализация тут от слова социализм, а не социум. Научиться общаться с другими людьми и усвоить правила поведения в обществе (что и есть социализация) ребенок отлично может и дома. Он ведь там общается, причем с первого дня. Дружить со сверстниками — на площадке. С теми, кто ему нравится, и никак не 10 часов в день.

В советском государстве отнятие ребенка от матери как можно раньше  было оправдано. Системе нужны были послушные винтики. Если ребенок будет расти в семье, где его любят и помогают развиваться так, как ему лучше, то он вырастет другим человеком. Человеком, способным на творчество и личностные отношения, самостоятельно мыслящим и имеющим достоинство — а такой человек никудышный объект идеологической обработки и плохой строитель коммунизма.

Ценности же коллективизма эффективнее впитывать в младенчестве и с одновременной травмой. Привыкнуть, что ты — «ноль без палочки», никому твои желания и мысли не интересны. Коллектив выше и важнее личности. Заменить воспитание дрессировкой. Будь добр слушаться, ходить строем и делать только то, что скажут, так, как скажут и тогда, когда скажут. Шаг вправо или влево считается побегом и карается расстрелом наказанием… Как там в садике наказывают?

Садик нужен ребенку для подготовки к школьной дисциплине

Так ведь в 7 лет, когда пора в школу, ребенок будет уже совсем другой! Он будет уже способен к самоконтролю и к выходу в мир — эта самая связь с семьей у него уже естественным образом ослабляется. Мой старший сын, не имевший понятия ни о какой дисциплине, в первом классе сам вставал по будильнику, собирался и шел в школу. В то время, как садиковских детей собирали родители — и не только в первом классе.

Дисциплина  нужна самому ребенку

Зачем? Родителям она, да, удобна — но не ребенку. Вот возможность мир познавать так, как ему хочется, ему нужна. Еще семья нужна, любовь и ласка, мама нужна, которая ушибленную коленку поцелует… Кушать нужно, когда проголодался и спать, когда устал. А дрессировка дисциплина не нужна!

Потом, когда подрастет, будет нужна самодисциплина. Но человек, привыкший с детства, что его все время контролируют, что его жизнь уже расписана, и это расписание выполняется за него другими, не имеет никакой базы для формирования самодисциплины. Он таким образом учится не самоконтролю, а тому как выжить в условиях стороннего контроля, то есть как его обходить.

А когда он остается один на один с необходимости самодисциплины, он теряется и не знает что делать. Есть большая вероятность, что он так и будет оглядываться в поисках «прапорщика», даже взрослый. Встречали мужчин, которые (в поисках спутницы жизни) признавались, что им нужно, чтобы их «кто-то держал в руках»? Я встречала много…

Наша педиатрия уже дожила до того, что кормить грудью нужно ребенка по требованию. Раньше это делалось по часам. Во имя «блага ребенка» которому «нужен режим», орущего от голода малыша не кормили — пока время не подойдет. И на ручки не брали — «чтобы не привыкал».

Кормить по требованию — уже дожили. Кормить грудью не один год, а два и больше — дожили. Говорить о важности связи между матерью и новорожденным ребенком — тоже. А до того, чтобы признать естественной и полезной связь между матерью и ребенком после 3-х лет — почему-то, еще нет.

Пережитки советской системы так просто не проходят. Система умерла, но дело ее живет. И садики, которые дедушка Ленин называл «ростками коммунизма», продолжают растить винтики системы.

Мне кажется, что оторванный от семьи ребенок теряет что-то очень важное. Теряет теплые отношение и доверие, теряет заботу лично о нем. И эту потерю в таком возрасте уже ничем потом не компенсируешь. Он входит в мир не через ту дверь и жизнь его в этом мире получается не та, какой могла бы быть…

А потом мы удивляемся, почему же столько проблем у людей в отношениях? Откуда столько разводов и абортов, почему столько невротиков, алкоголиков и прочих? Почему даже «порядочные» люди не могут счастье свое построить и вынуждены обращаться в психологам?

В садике ребенок развивается

Почему-то считается, что групповые занятия в садике ребенка развивают. Мне кажется, что скорее наоборот. Развивает самостоятельное исследование мира и размышление над результатами этого исследования. Обучающий процесс в садике поставлен так же, как в школе — думать там не учат и не дают. И результаты должны быть соответствующие.

Я всегда считала, что ребенок, познающий мир естественным путем и сам размышляющий — и способности свои выявляет, и интеллект развивает достаточно, чтобы потом легко усваивать и обрабатывать любую информацию.

Это уже не говоря о том, что дети очень разные. Каждому на данный момент интересно и  нужно для развития свое и в своем темпе. А это предполагает строго индивидуальный подход, который возможен только дома.

Научные данные о том, нужен ли ребенку садик

Поскольку я девушка дотошная, то я полезла искать научные подтверждения или опровержения своим ощущениям и выводам. И нашла! Оказывается, я угадала — все так и есть. Вот немного скучной науки. Кому интереснее читать мои собственные излияния, можете пропустить эту часть

  • в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости… (то же относится и к садикам)
  • социальное развитие ребенка в большей степени зависит от контактов со взрослыми, и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками
  • Если ребенок проводит более 10 часов в неделю в детском саду, это приводит к повышенному риску нарушения его чувства безопасной привязанности к матери в сравнительно раннем возрасте, что ведет к существенным негативным последствиям для развития ребенка;
  • В частности, нарушение чувства безопасной привязанности в раннем возрасте серьезно повышает вероятность интернализованных поведенческих проблем как для мальчиков, так и для девочек, и экстернализации поведенческих проблем у мальчиков;
  • Дети, установившие и сохранившие чувство безопасной привязанности  к матери в раннем возрасте с большей вероятностью в будущем осуществляют позитивное социальное взаимодействие, имеют позитивное эмоциональное состояние и социальное поведение, успешнее осуществляют взаимодействие с друзьями и сверстниками;
  • Увеличение количества часов, проведенных в детском учреждении, ведет к существенному повышению вероятности низкой социальной компетентности у детей, высокого уровня внешних поведенческих проблем, повышенной уровни конфликтности в отношениях «ребенок-взрослый» в раннем детстве и раннем школьном возрасте, увеличивается вероятность таких поведенческих проблем, как проблемы с послушанием и агрессией;
  • Чем больше часов ребенок проводит в детском учреждении в раннем возрасте, тем более плохие социальные и трудовые навыки он демонстрирует в возрасте 3 класса начальной школы, и тем больше поведенческих проблем – в возрасте 6 класса школы;
  • Чем больше часов ребенок в раннем возрасте провел не на попечении родственников (как в обычных детских садах, так и в детских садах семейного типа), тем больше риск демонстрации им в 15-летнем возрасте проблемного поведения, включая такие виды рискованного поведения как употребление алкоголя, табака, наркотиков, импульсивное вовлечение в иные рискованные виды деятельности.
  • Все это говорит о том, что по сей день сохраняют свою актуальность слова специалиста по психологии из Университета Тафтса профессора Дэвида Элкинда, который писал в 1987 году:
  • «Нет никаких реальных данных, подтверждающих, что ранняя формальная институционализация приводит к каким-либо долговременным или постоянным позитивным последствиям для ребенка. Наоборот, риски, связанные с мотивацией ребенка, его интеллектуальным ростом и самооценкой, могут привести к причинению серьезного ущерба развивающейся личности ребенка. Можно сделать разумный вывод, что раннее образование малолетних детей связано, скорее, с нуждами и приоритетами взрослых, чем с тем, что мы знаем о хорошей педагогике раннего возраста»

Это я стянула с сайта Аналитического Центра»«Семейная политика.РФ». А вот еще, с портала «Наш ребенок»:

Как раз постоянная организованная смена деятельности не дает ребенку сосредоточиться ни на чем. У него нет времени обработать информацию, его задача — ее просто пассивно усваивать. Ребенку нельзя думать, ему нужно только воспринимать.

Но процесс мышления у ребенка построен на активном восприятии. То есть когда органы чувств насыщены своей информацией (главным образом кинестетический канал, как мы помним), тогда запускается процесс мышления. При традиционном дошкольном обучении получается наоборот: ребенку уже сообщают готовый вывод, который нужно усвоить за счет механической памяти. А размышлять когда? Некогда, переходим к следующему занятию!

Выходит, что ребенок даже не успевает задаться вопросом, как тут же получает готовые ответы. К тому же, если постоянно перескакивать с одного на другое, некогда сосредоточиться на чем-то одном, поэтому у детей не могут сформироваться стойкие интересы и теряется любознательность. У воспитателей есть поурочный план — сегодня дети обязаны усвоить такие-то сведения и выполнить такие-то поделки. У них есть «расписание познания», как раз в том возрасте, когда это необходимо проходить в спонтанном режиме.

Дошкольный период — время спонтанных игр и творчества. Ребенок не может сконцентрироваться долго на какой-то информации, но это не значит, что он ее забыл и перестал об этом думать! Нужна свобода восприятия окружающего мира, когда ребенок по возможности сам находит объекты для изучения и перерабатывает информацию столько, сколько необходимо.

Кстати, там прекрасный цикл из 3 статей педагога-психолога, посвященный как раз тому нужен ли ребенку садик и домашнему воспитанию. Очень рекомендую!

Выводы: вреда от садика много, а пользы нет

Если обобщить вышеприведенные современные научные данные, то получается, что и социализированы домашние дети оказываются лучше, и развиты больше и проблем в отношениях у них меньше. При этом они еще и менее, чем детсадовские, подвержены влиянию дурной компании коллектива, а так же у них легче проходит подростковый возраст — без конфликтности и тяги к чему не стоит, типа алкоголя, сигарет, наркотиков…

На вопросы читателей о подростках я обычно отвечаю, что главное для успешного прохождения этого периода — заранее построить и сохранить отношения доверия с ребенком. Вот что, оказывается, нарушается в садике —  эти самые отношения доверия! И потом, когда под влияние гормонов подавленные эмоции обостряются, подросток «мстит» родителям за то, что они предали его в раннем детстве…

Получается, что те, кто говорит о пользе садика для ребенка, просто неосознанно транслируют старую советскую мифологию?! Ну, или они «враги», засланные для уничтожения нации :)

А еще я поняла, почему некоторые люди не могут принять мои речи о личностном подходе в воспитании, отстаивают авторитаритаризм, не видят отношений без иерархии. Откуда у нас столько домашних тиранов и жертв, столько стереотипов и проблем с нравственными ценностями… Ростки коммунизма дают плоды!

Действительно, трудно говорить о уважении к личности с человеком, впитавшим с детства, что личность — ничто перед коллективом… О свободе — с тем, кто «отбывал» почти с пеленок. Не хочу никого обидеть. Мне грустно это. Я и не подозревала, что все так запущено, что корни того, с чем я спорю, берут начало не столько в семье, сколько в садике…

Таким образом, я для себя вопрос нужен ли ребенку садик? решила. Я предпочту сохранить «вредную» связь со своим ребенком и вырастить его в доверии. И ради его будущего блага, и ради себя — зачем мне подростковые проблемы? А вы как думаете? Может, вы покажете мне незамеченную пользу от садика? До встречи в комментариях и в следующих статьях!

© Надежда Дьяченко

Надежда
Психологическая помощь в развитии личности и решении личностных и семейных проблем, поддержка в выходе из деструктивных отношений ► ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ◄
Главная » Воспитание детей » Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?
136 Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?
  1. Жанна Лира

    Слишком большие ожидания от детсада неоправданны, но говорить, что от него вообще никакой пользы, неверно. Ребенку может быть просто интересно, весело и приятно проводить время в саду! Чем не польза? Не всем детям интересно, но ведь дети разные. Гулять на улице с мамой тоже полезно, но гулять с мамой и гулять без мамы (пусть даже под присмотром воспитателя) — это совсем разные впечатления. Все эти занятия по режиму и под указку воспитателей видятся такими самим взрослым, я же помню эти занятия как игры. Все одновременно рисуют свой дом — вот такая игра. А если воспитатели хорошие, то никто не будет ругать ребенка за то, что вместо дома он нарисует птиц.

    Конечно, если мама может заниматься ребенком круглосуточно, организовывать игры со сверстниками, учить — это замечательно, но многие ли мамы в нашей стране могут позволить себе не работать 7 лет? А вы их пугаете будущими неврозами, отставанием в школе :) Многое зависит от воспитателей и характера ребенка. Да и от характера родителей: не все мамы идеально терпеливы, заботливы, готовы играть с ребенком тогда, когда ему этого хочется.

    Ответить
    • Надежда

      Жанна Лира, да, встречаются дети, которым там весело и интересно. У них и ужасов адаптации не бывает. Но таких — ЕДИНИЦЫ. Это очевидно, те характеры, которые и во взрослом возрасте постоянно общаются — этакие «массовики-затейники». Жанна, ВЫ практически выросли в садике и естественно, что происходящее там воспринимали в том возрасте, который помнят, уже как само собой разумеющееся :)
      Да, бывают тяжелые ситуации, когда у мамы нет выбора, сравнимые с абортом по необходимости… Это очень грустно :((( Но чаще же детей отдают в садик совсем не потому, а из следования вышеприведенным мифам или для дополнительного — совсем не необходимого, дохода…
      А насчет занятий круглосуточных и неидеального характера мамы очень хорошо написала психолог с портала «Наши дети» — по ссылке в статье можно посмотреть. Не хочу ее пересказывать, но это плохая «отмазка», да и не нужны ребенку постоянные занятия совсем — это даже вредно…

      Ответить
    • Наталья

      Здравствуйте. Конечно , можно занимать неодобрительную позицию по поводу садика, когда работать не нужно! И есть возможность находиться с ребёнком дома до 7 лет. Только зачем такие трудности? И ребёнку будет тяжело в период школы.

      Ответить
  2. Ирина

    Веду тренировки у маленьких детей, тех, кто не ходит сразу видно: капризные, тормозящие, боятся оставаться без матери, не умеют налаживать контакты с другими детьми, часто избалованные.

    Ответить
    • Надежда

      Ирина, я понимаю, что для тренера это неудобно, но почему Вы считаете, что все это не нормально для маленьких детей?
      Что такое «капризы» как не наличие своих желаний не совпадающих с чужими? Бояться оставаться без матери тоже естественно. Не включаться в незнакомую или не нравящуюся ситуацию, и не уметь/не хотеть «налаживать» нежелательные контакты тоже естественно…
      Что такое «избалованность» я, если честно, вообще не понимаю. Буду благодарна, если объясните :)
      Ребенка притащили туда,куда он не хочет — и он против, вот и все. А садиковские уже привыкли к подобному насилию — потому и отличаются. Вопрос ведь не в удобстве для взрослых, а в будущем ребенка — чем потом отзовется послушность и коммуникабельность?

      Ответить
    • Сергей | http://blog.russiayes.ru

      Тренировки, происхождения слова объяснять не стану, а вы пробовали стать мастером, а не тренером. Разницу понимаете?

      Ответить
    • Ася

      Когда мв пришли в сад в 2 года, мы сами ходили на горшок, знали все формы и цвета, четко разговаривали и по делу, знали всех животных и какие они ликие/домашние, как говорят (это мы уже в 1.2 знали), знали некоторые буквы. В то время, как сверстники ходили в подгузниках(большаячасть группы), еле говорили (больше тыкали пальцами) и не знали ничего.
      Все зависит от родителей. Ленивые сдают в сад, чтобы их там учили чему-то. Нормальные только потому что это необходимость, т.к.нужно работать, а ребенка оставлять не с кем.

      Ответить
  3. Жанна Лира

    Возможно, если уж есть решение в пользу сада, стоит отдавать ребенка рано, чтобы он потом не помнил плохих эмоций, связанных с привыканием к незнакомому месту :) Хотя, если есть такая особенность характера — неприятие новых обстоятельств, медленное привыкание до появления возможности расслабиться и полюбить/принять, то лучше самому человеку знать это о себе пораньше — это я по собственному опыту говорю: сколько ныне любимых мест я поначалу ненавидела! Только недавно спокойно стала относиться к переездам, понимая, что мои отрицательные эмоции временны.

    Кстати, любившая детсад я совершенно не массовик-затейник, а «главарем» в нашей школьной компании была девочка, ни дня не ходившая в садик.

    Ответить
    • Надежда

      Жанна Лира, если следовать такой логике, то лучше вообще сразу в детдом отдать. Нет мамы — нет проблемы :) То, что человек чего-то не помнит, совсем не значит. Что это не повлияет на его дальнейшую жизнь. Сейчас много говорится о значении даже пренатального периода для формирования характера человека.
      Такие «особенности» не на пустом же месте — они имеют свою причину. И конечно, лучше их знать и учитывать, чтобы лишний раз не травмировать ребенка, а постараться вылечить, пока еще можно. Если признать, конечно, что в их основе некая дисгармония. Ведь низкая адаптивность — это не показатель здоровья :)
      Я говорила не о Вас, полюбившей детсад к 5 годам, а о тех детках, которые изначально сами туда рвутся, и вообще стремятся все время общаться. Такие встречаются. «Главарь» — это нечто иное, чем массовик-затейник. Это уже лидерские качества, для воспитания которых садик вряд ли подходит. Так что неудивтельно, что ими обладала как раз несадиковская девочка :)

      Ответить
      • Татьяна

        Вот у меня такая дочка. Утром радостно и рано, без будильника, просыпается, в садик бегом бежит. Маму поцеловать? Да щас, тут друзья, вешалки и прыгалки :) кормят вкусно, много гуляют в любую погоду, группы маленькие, разными интересными вещами занимаются, но не заставляют. Дочка ходит туда на 4 часа, после обеда ее забирают, потому что с 2 лет она днем не спит, сейчас ей 2 года и 11 месяцев. Так что я довольна :) конечно мы и дома много занимаемся и гуляем и в гости ходим, везде вместе :)
        А вот когда я была маленькой, то садик ненавидела, но выбора не было, родители на завод, а я в садик.

        Ответить
  4. Василий | http://vellisa.ru/

    Надежда, тут я с вами не соглашусь. Может быть у вас нетипичный случай. В основном, помещение ребенка в детский садик оправдывает себя. Социализация, общение с другими детьми, обучение творческим навыкам и т.д. В подавляющем большинстве случаев, если ребенок не ходит в садик, ничему этому его дома не научат. Есть, конечно. отдельные исключения, но в остальном…

    Ответить
    • Надежда

      Василий, почему у нас нетипичный? Подавляющее большинство детей с большим трудом адаптируются к садику — и просто не может эта травма остаться без последствий! Да собственно, это ведь не просто моя «отсебятина» — я ведь специально привела научные данные :)
      Можно подробнее, что Вы называете «социализацией», которой можно научиться только в садике, если это не «стадность»? Общение… Похоже, придется писать, из чего складывается общение. Да, домашний ребенок отличается от прошедших садик в общении… Но не факт, что в худшую сторону. Не знает подлых шуток, например :)
      «Творческие навыки» там точно подавляют, а не развивают — это даже сомнению не подлежит! Навыки делать аппликацию по шаблону разовьют — за счет похороненного творчества ;) Я про школу писала, как там у нас самостоятельное мышление подавляют, а ведь школа намного мягче и позже…
      Чему же такому дома не научат, что потом реально нужно человеку? Как раньше-то жили, опять вопрос?

      Ответить
      • Василий | http://vellisa.ru/

        @Надежда, Дети, конечно, все разные, родители тоже. Далеко не каждый родитель сможет заниматься своим ребенком целый день — работа, другие дела. Бабушки, это тоже не лучший выход. По моему мнению, плюсов намного больше, несмотря на минусы — болезни, не индивидуальный подход и т.д.
        Я сам даже убегал из садика, дорогу до дома знал хорошо. Так как, я жил тогда только с мамой, а она тогда работала через день, до позднего времени. Поэтому она отдала меня продленную группу, в которой дети ночевали в садике. А я вообще в садике не спал даже в тихий час. Поэтому, чтобы не ночевать там, я просто убегал к бабушке (по папиной линии). После этого, мать меня забрала с этой группы, приезжала за мной и забирала к себе на работу.
        Больше никаких проблем не было.

        Ответить
        • Надежда

          Василий, заниматься с ребенком целый день совсем не нужно, это вредно даже. Так что это плюс дома — учится человек сам себя занимать :) Ничему такому сверхъестественному, страшно важному и нужному там не учат, кроме как строем ходить.
          И это совсем другой вопрос — что удобнее родителям? Потому что от того, что им удобно, или они не могут себе позволить домашнее воспитание, садик лучше не становится! :)
          Убегали из садика.., а так все хорошо :))) На самом деле проблемы, т.е. травмы такой степени, как адаптация к саду, должны вытесняться в подсознание под действием защитных механизмов психики. Так что, вспомнить, что там на самом деле было, можно только в сеансе глубокого психоанализа. Тут, к сожалению, свидетельство взрослого человека, который «никаких проблем не помнит» вообще ничего не стоит…

          Ответить
      • Мария

        @Надежда, на счет похороненного творчества — могу показать портрет Петра I, который дочка без помощи воспитательницы нарисовала в средней группе садика. Его нам долго не отдавали, в рамочке стоял на окне).

        Ответить
        • Надежда

          Мария, может, она у Вас гений, которого ничем не задавишь? Рождаются все творческими, и хоронится это не сразу — постепенно и с трудом :)
          Вообще-то творчество — это не конкретные портреты, а определенный тип мышления подход ко всему. У меня есть статья небольшая о творчестве и детях — гляньте

          Ответить
          • Maria

            @Надежда,
            Гениальности особой нет, далеко не Надя Рушева, но и не бездарь)

            Ответить
            • Надежда

              Maria, вот главное эту небездарность не потерять за годы садика и школы :)

              Ответить
              • Екатерина | http://i-am-mother.ru

                @Надежда, не во всех садах хоронят творчество. Далеко не все родители могут развить в своих детках таланты, да даже разглядеть. сейчас модно отдавать деток с малолетства в секции, кружки. Причём, часто ведь даже не разбираются в наклонностях.
                Сейчас во многих садах есть платные занятия. Плата совсем небольшая. Это могут быть и танцы, английский, ритмика, рисование и т.д. И если маме с папой некогда из-за работы водить ребенка по разным кружкам, то это хороший вариант.
                Если ребенок сидит дома с бабушкой, а не с мамой, то это ещё хуже, на мой взгляд.
                Чем мне нравится наш сад — у него именно направленность на художественное и эстетическое развитие ребенка. Там есть своя мастерская — студия, где детки лепят, рисуют, творят. Там хорошие педагоги, которых, к сожалению, администрация хочет сократить, чтобы снизить затраты на содержание садов. Сейчас так мало бесплатного и хорошего. А платное не всем по карману.
                В нашем городе много садов с бассейнами. И пусть там деток особо плавать не научат, но общеукрепляющие занятия проводят.
                Да, к саду не каждый ребенок готов. И многие не готовы к нему в 2-3 года. Но есть и хорошие муниципальные сады, в которые детки ходят с удовольствием.
                Я не много помню о своей жизни в саду. Но вот помню, что пела в хоре и мы даже выступали в ДК на каком-то празднике, где от каждого сады тоже выступали детки. И нам подарили по коробке карандашей. Певицей не стала, да и не желала. Больше хотела стать художником. Думаю, мои способности можно было развить в детстве, если бы в саду был кружок. А так, родители никуда не торопились меня отдать. И я их потом в этом упрекала.

                Ответить
                • Жанна Лира

                  @Екатерина, извините, что встреваю в ваш диалог: вы можете научиться рисовать и сейчас, возраст в этом не помеха. Мозг человека развивается всю его жизнь, т.е. всю жизнь можно успешно овладевать новыми навыками. Главное не бояться того, что может потребоваться много времени (в детстве ребенок не замечает, как изучает что-то несколько лет, а взрослые ждут быстрых результатов).

                  Ответить
                  • Екатерина | http://i-am-mother.ru

                    @Жанна Лира, да это понятно, что сейчас могу делать то, что считаю нужным. Но вот мечта была в детстве и наклонности были. Но родители не направили вовремя в нужное русло. А я была не тем ребенком, который до одури что-то требует и куда-то рвется.
                    Может и жизнь моя сложилась бы иначе. Мечта так и осталась детской мечтой :)
                    Я часто думаю о том, что вот и пионерка, и комсомолка из меня была бы отличная. Тревожной и беспокойной личности иногда так нужна стабильность. И жить по правилам и распорядку не всем так уж невыносимо.

                    Ответить
                    • Жанна Лира

                      Екатерина, у каждого человека должна быть мечта! О том, как сложилась бы жизнь, если бы что-то было по-другому, сложно судить, а вот исполнить мечту никогда не поздно. Можно даже отложить ее до пенсии :)

                      Я согласна с вами по поводу правил и распорядка! Когда на меня нападает тревожность, я делаю список дел на день и выполняю все, не обращая внимания на свои эмоции — к вечеру успокаиваюсь и начинаю мыслить нормально. Наверное, поэтому мне в детском саду было хорошо :)

                      Ответить
                    • Надежда

                      Девушки, а может лучше найти причину тревожности и от нее избавиться?
                      Нет, против самодисциплины ничего не имею. И планирование — очень полезная вещь, позволяющая больше сделать. Но «тревожность» — это не здорово как-то :)

                      Ответить
                • Надежда

                  Екатерина, не стоит путать творчество с умениями :) Не всякий, кто научился рисовать — художник. Научить творчеству нельзя, но можно его задавить, загнать в шаблоны. В чем часто и беда обучения какому-то художественному умению, тем более раннего обучения…
                  Ну да, модно отдавать ребенка во всякое развитие, но совсем не факт, что это по ЕГО способностям, и вообще ему нужно… Это АМБИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, не более того. А ребенку это может сильно навредить — например, когда таланты у него в другой области, или преждевременностью… Похоже, нужно мне статью писать на эту тему :) А пока статью о творчестве и детях и Вам порекомендую (ссылка выше — Марии писала)

                  П.С. Присоединяюсь к совету Жанны Вам. Если есть способности к рисованию — научиться никогда не поздно. У меня оба родители художники, и оба учились рисовать уже взрослыми. Жалеть об утраченных возможностях и обижаться на родителей — не конструктивно. Реализовывать свою мечту за счет обучения рисованию ребенка — тем более (кстати, это самая частая причина «развивания» детей и моды на это :)). Может, у нее совсем другие способности?

                  Ответить
  5. Жанна Лира

    @Надежда, в нашем случае эта девочка была именно массовиком-затейником — она нас «массово затевала» ))

    В нашей школе большинство детей было детсадовских — в то время и в том месте мало семей могли позволить себе жить несколько лет на одну зарплату. И были среди этих детей и лидеры, и ведомые, и творческие дети, и дети без особой фантазии и стремления ее проявлять. В общем, самые разные дети. И результатов добились потом самых разных.

    Детский сад — это всего лишь одна из сторон жизни, есть еще влияние родителей, бабушек-дедушек, собственного характера, быта в семье. Один ребенок в игровое время в саду будет играть с другими детьми, другой — сам с собой, один будет задирать других, другой будет затевать игры, третий будет включаться в игры других детей.

    Например, моя сестра регулярно сбегала из сада. но остальные 20 человек, или сколько их там было, этого не делали! Т.е. уже дети занимались разными делами: кто-то катался с горки, а кто-то подговаривал друга к побегу и проворачивал его )) И то, что моя сестра выросла более конфликтным человеком, вряд ли было только влиянием нелюбимого ею сада: то, что она младшая в семье, и родители ей ничего не зпрещали, тоже сыграло свою роль. Как же — дома все можно, а тут вдруг что-то нельзя — не порядок )) Плюс было влияние бабушки с очень тяжелым характером, которого я избежала благодаря тому, что в мое детство мы жили в разных городах.

    Я не идеализирую сад, просто считаю, что в хорошем саду с хорошими воспитателями у ребенка тоже есть возможность быть самим собой и многому научиться.

    Ответить
    • Надежда

      Жанна Лира, странно бы было, если бы садик полностью формировал человека :) Понятно, что все разные вырастают, и тут имеет значение семья, темперамент, врожденные способности и прочее…
      Но вот недооценивать влияние сада тоже не стоит. Он многому учит и меняет человека — не факт, что к лучшему. Многие вещи, которые там неминуемо прививаются, на мой взгляд, совсем не нужны и даже вредны человеку — о чем и статья, собственно. И потом у этих детей есть проблемы, которые у несадиковских возникают с меньшей вероятностью…
      То же, что дети выходят разными совсем не значит, что они остались «самими собой» :) Кто знает, какими бы они были без этого?
      Насчет бытия «самим собой» — вообще сложный вопрос, далеко выходящий за рамки темы садика. Почему потом все дружно нуждаются в тренингах по «поиску себя»? ;)

      Ответить
  6. Екатерина | http://i-am-mother.ru

    Для меня главное зло в детском саду — постоянные болезни. Можете говорить, что не надо выращивать деток в тепличных условиях, что надо закалять и лучше переболеть в детском возрасте многими болячками. Да это вроде хорошо. Но я не согласна с тем, что двух-трехлетний ребенок должен болеть 12 раз за год. Здоровья ему это не прибавит. Сколько раз слышала: «неделю ходим — две болеем». Таким образом к концу года мама уже исчерпала все свои оплачиваемые больничные и сидит уже с больным дитем бесплатно. Либо бабушки подключаются. А уж сколько стоит сейчас болеть — отдельная тема.
    И я уверена, что в ряде случаев дети болеют из-за своего психологического состояния. Даже есть термин «уход в болезнь».
    Да, все детки разные. Но вот когда летом приводят 25-30 малышей, то персональный подход к каждому невозможен, но он очень нужен. Было бы в группах не больше 10 деток — другая история бы была.
    Конкретно я, в силу состояния здоровья ребенка, не могу допустить, чтобы моя дочка болела часто. И я точно знаю, что ей в саду неуютно, страшно.
    Сейчас у нас оформлен домашний режим. После праздников попробуем снова начать ходить в сад хотя бы до обеда. И я попытаюсь продлить этот период. По крайней мере, через 3 часа я забираю более спокойного и адекватного ребенка. Возможно, пака это наш предел нахождения в саду.

    Ответить
    • Надежда

      Екатерина, точно! Про болезни я не сказала. Совершенно согласна с Вами — постоянные болезни выматывают и ослабляют здоровье вообще. И в ряде случаев точно они имеют психическую причину.
      Что значит «оформлен домашний режим»? И зачем Вы настиваете на садике для Вашей дочки, если все так плохо, если не секрет?

      Ответить
      • Екатерина | http://i-am-mother.ru

        @Надежда, «домашний режим» даётся после болезни по просьбе мамы или по рекомендации врача. Плюсы в том, что сохраняется место за ребенком в саду, не надо оплачивать дни домашнего режима (а он может быть дан и на 3 месяца). Но домашний режим не оплачивается работодателем. Часто его оформляют мамы, которые ещё в декрете, или у которых есть ещё младший ребенок, или те, у кого бабушки могут посидеть с ребенком.
        С садиком пока «расстаться» не могу. наверное, пытаюсь быть оптимисткой. Ну вот не буду водить в этом году в сад. Тогда мне надо отказаться, потом снова встать на очередь и скорее всего весной снова идти за путевкой, чтобы летом начать снова водить. И не факт, что снова будут места в этом саду рядом с домом. А у нас рядом только 2 сада.
        К тому же вот я никак не могу работать дома, когда дочка со мной. Поэтому сейчас надеюсь на вариант водить с утра на 3 часа.
        Дочка к деткам тянется, сейчас у неё вижу потребность в общении с другими людьми. Но она у меня скромная и застенчивая (есть в кого).
        Но самое неприятное, у неё есть аллергия. И вот она серьезно может повлиять на посещение сада. Мы сейчас на диете и у нас назначены аллергопробы. Вот по их результатам станет ясно, сможет мой ребенок питаться в саду или нет.
        Более того, у деток-аллергиков есть риск развития бронхиальной астмы. А все ОРЗ эту проблему только усугубляют.

        Ответить
        • Надежда

          Екатерина, садик ближе — не проблема. Сейчас обмен практикуется :) А аллергикам вообще специальный сад нужен — им в обычном никто не будет готовить специально…
          Работать дома ребенок позволяет после 3 лет уже, когда сам себя занять может. Знакомая проблема :)

          Ответить
          • Екатерина | http://i-am-mother.ru

            @Надежда, садов для аллергиков в нашем городе нет.
            Дочке 3 года исполнилось в конце ноября. Сама она себя занять может, но почему-то обычно это бывает после 20 ч, когда мама с папой уже устали,а она бегает довольная по квартире :)
            Сова она у нас — это тоже проблема для деток, ходящих в сад. Утром дурное настроение, истерики. А вечером — радость и веселье и нежелание засыпать, хотя уж полночь близится.

            Ответить
            • Надежда

              Екатерина, кроме как бегать, можно еще играть. Все наладится — вам ведь только-только 3 стукнуло.
              Да, понимаю — мой тоже сова, иной раз вообще день с ночью путает… Ложимся часто глубоко за полночь. Я уже привыкла :)

              Ответить
      • Екатерина | http://i-am-mother.ru

        В общем, я пока сама никак не могу придти к какому-то одному решению: водить или не водить. Если не водить, то что мне делать с собой и дочкой? Как работать? Как развивать?
        Смысла не вижу водить в школы развития сейчас. Т.к. раз уж от сада прячемся за «домашний режим», то зачем тогда в другие места водить. Поэтому сейчас в подвешенном состоянии. Пока в ожидании результатов обследования.
        К тому же, часть врачей и родных не видят ничего криминального, чтобы в сад водить. А часть врачей настоятельно рекомендуют в сад не ходить. В итоге крайняя я и решение только за мной. Муж уже разрешил не работать и сидеть дома :) Отмазался от принятия решения так сказать.

        Ответить
        • Надежда

          Екатерина, вот и сидите дома, если есть такая возможность :) Зачем ребенка мучить?! Тем более, и часть врачей не советует. Хотя у них старая закалка у многих, и у родственников тоже — садик считался необходимой частью жизни… Сейчас даже в школу многие не хотят отдавать и не отдают.
          Сами-то найдете чем заняться — у Вас же блог :) А «развивать»… Значение развивалок сильно преувеличено — это больше амбиции родителей, чем детям надо :) Для подготовки к школе достаточно подготовительных курсов перед ней, или даже без них. Там, в исследованиях, которые я цитировала, есть данные, что ничего это не дает… Походя все равно ведь чем-то Вы с дочкой занимаетесь? Очень советую прочитать три статьи с сайта «Наши дети». Психолог однозначно советует не увлекаться этим развитием :)
          Эх, пора мне писать статью про развитие :) Мой старший вообще никуда не ходил — и все в порядке и в школе было, и в музыкалку пошел сам в 7 лет. Главное для будущего человека — психика здоровая!
          Хотя Вам решать, конечно ;)

          Ответить
          • Екатерина | http://i-am-mother.ru

            @Надежда, да вот кто знает, как лучше? А я хочу себя реализовать. Но пока ищу сферу применения своих «дарований» и умений. Как мартышка: я и умная и красивая :)
            Да и напрягает зависимость от родителей. Они помогают в финансовом плане. И здравый смысл не позволяет жить на одну зарплату мужа на съемной квартире или со свекровью и ущемлять свои потребности при наличии отдельной купленной родителями жилплощади. При этом никто нас не попрекает этим.
            А вдвоем дома мы с дочкой уже зациклились друг на друге. Нам нужно переключать внимание на других. И сейчас это остро ощущается. При этом мы не любим мотаться по разным местам и гостям. Но не против время от времени общаться с другими людьми.
            Конечно, мой ребенок дома не деградирует. Но вот не могу сказать, что не вырастет она тепличным ребенком. Я сама по большому счёту тепличный ребенок, хотя и в сад ходила, и в школу. Но вот от проблем взрослой жизни меня хотели оградить. Пойти подработать летом в 14 лет папа не разрешил. Хоть не прямым текстом, но диктовалось то, как жить. До сих пор очень сильно для меня мнение родителей. И хоть я восстаю против него всё чаще, но это требует больших психических усилий и нервотрепки.
            В общем-то дочка моя дисциплинированная, спокойная. Думаю, со временем в сад она сможет хорошо ходить, если не попадётся слишком властная воспитательница, решившая перевоспитать какие-то черты её характера. Уж сколько я бьюсь тут, а только свой лоб расшибла :)

            Ответить
            • Надежда

              Екатерина, так у Вас кризис на носу? Конечно, нужно себя реализовывать! Но раз ВЫ еще не определились, как, то можно продумать варианты, как это делать без отрыва от ребенка. Поверьте, чем дальше — тем меньше он мешать будет.
              Можно клуб организовать на своей территории, если не любите выходить, даже мини-садик для знакомых. :) Я со старшим такой вариант всерьез продумывала, но предпочла уехать в деревню и заняться творчеством.
              Так-то Вам бы с собой разобраться сначала — повзрослеть психологически. Вы пишете, что с родителями не разобрались до сих пор… Тогда и с дитем понятнее будет, что и как делать.
              Теплицу не нужно, нет! Но и садик, не факт, что лучшая школа жизни — он дает те же проблемы, что и властные родители… Хорошо, что она у Вас своевольная — это поддерживать нужно :)

              Ответить
  7. Жанна Лира

    @Надежда, а вы «поиском себя» не занимались?

    Я не знаю, чему меня научили в саду такому, что мне помешало в будущем. Было проблемой определиться с тем, куда поступать после школы — у вас и ваших братьев и сестер таких проблем не было? Вы были уверены в своем выборе и твердо знали, кем хотите стать? Спрашиваю именно о вас, потому что мы заканчивали школу приблизительно в одно время — в девяностых.

    Ответить
    • Надежда

      Жанна Лира, я ведь тоже Вас не знаю, чтобы сказать, что помешало :)
      Нет, у меня поисков не было — я точно знала, что не хочу никем становиться, а хочу быть собой. И учиться я после школы не пошла, потому что мне слишком хватило в школе засорения мозга ерундой, чтобы добровольно это продолжать :)
      Я самообразованием занималась, пока в 30 лет не возникло желания учиться в ВУЗе. И правильно — на наш факультет после школы нельзя идти :)
      У других братьев-сестер тоже не припомню никаких метаний. Почти все выучились, кто нет — иначе себя реализовывает. У нас индивидуализм у всех с перебором + наличие и отстаивание своей точки зрения. :) Если даже и ошибаемся — то самостоятельно и упорно… Вообще-то, у нас семья слишком нестандартная, чтобы нас брать за типичный случай.
      Не дать ребенку быть собой — т.е. обнаружить свои способности и склонности могут отлично и родители, без садика — когда свои амбиции за счет него удовлетворяют. Развивают так, как они хотят, надежды возлагают… И потом он не знает «кем стать» или, еще хуже, знает — то, что ему внушили родители, а лет в 40 выясняется, что он совсем другого хотел всю жизнь… Это меня унесло уже :)

      Ответить
      • Жанна Лира

        @Надежда, получается, ко времени окончания школы мы с вами были похожи (кроме проблем с выбором ВУЗа у меня сложностей в школе — в пост-детсадовском периоде — не было).

        Обнаружила свои склонности я еще в детсадовском возрасте, хотя сам детсад этому ни способствовал, ни мешал. Способствовала, скорее, мама, которая рано научила читать, и наличие хорошей многотомной детской энциклопедии дома :)

        Я тоже сейчас думаю, что стоит хотя бы год после школы подождать, подумать, успокоиться после подготовки к выпускным экзаменам. А тогда растерялась: окружавшие меня люди из нормально обеспеченных преподавателей и врачей вдруг стали почти нищими, в стране полный бардак, надо как-то зарабатывать себе на жизнь… Честно говоря, я ничего тогда так и не выбрала, документы на иняз подала просто потому, что это было логично: английская спецшкола -> иняз, да и сам институт близко к дому; очень надеялась, что не поступлю, но поступила благодаря медали (только собеседование на английском).

        Мне кажется, если чему и помешал детский сад, вернее, чему негативно способствовал, так это привычке «плыть по воле волн», ощущению того, что то, что я делаю, что нужно делать — детсад, школа, институт, работа — это одно, а моя жизнь — это другое, параллельное явление: выше, вне, над.

        Ответить
        • Надежда

          Жанна Лира, да, наше время вообще трудное было в плане ориентации с будущим…
          Ждать годик после школы? А что делать? Думаю, что образование, не требующее жизненного опыта и зрелости (типа психологии или философии) можно и после школы получать. В конце концов, образование — не приговор, можно потом и второе :) со способностями уже понятно к концу школы, да егэ сейчас сдают уже с учетом вуза будущего…
          Интересное наблюдение насчет раздвоенности жизни и деятельности. А в чем жизнь тогда? Если не секрет, конечно ;) Нет, у меня так не было. Хотя конечно, есть в жизни часть формальных действий, не требующих включенности, но она очень небольшая… И школа была отбыванием, это да :)

          Ответить
  8. Жанна Лира

    @Надежда, год после школы можно работать на не требующей квалификации и больших умственных усилий работе; если доход родителей позволяет, можно и не работать — обдумать полученные знания, перспективы, интересы. Лично мне не помешало бы полгода потратить на то, чтобы выспаться )) Нагрузка в выпускном классе огромная, я (и не я одна) была истощена физически, эмоционально и умственно.

    Если рассчитывать на бесплатное высшее образование, то ошибка в выборе чревата необходимостью оплатить следующее. Если учиться платно, то, конечно, такой проблемы нет. Хотя все-таки будет жаль потерянного времени.

    Жизнь в наблюдении, развитии, познании себя, в отношениях с другими людьми, в узнавании и понимании процессов, происходящих в природе. «Настоящая» жизнь в том, что важно для меня как для вечного духовного существа, проживающего эту жизнь в человеческом теле. Сложно описать :)

    Ответить
  9. Жанна Лира

    Надежда, вопрос не по теме: у вас кэш не обновляется после добавления нового комментария, а обновляется через какой-то промежуток времени? В который раз замечаю, что комментарии приходят на почту по подписке, а заходя на страницу записи, я их не вижу.

    Ответить
    • Надежда

      Жанна Лира, да, у меня даже страница не перезагружается после добавления комментария, если Вы заметили.
      Если Вы оставляете страницу открытой в браузере и ждете обновлений/ответов, то ее нужно просто перезагружать. Может, и задан какой-то промежуток времени, не помню даже… У меня несколько плагинов кеширования

      Ответить
  10. Жанна Лира

    @Надежда, в моем случае я не вижу новых комментариев при обновлении страницы или при открытии ее заново в новой вкладке. Потом через какое-то время они появляются.

    Ответить
    • Надежда

      Жанна Лира, как интересно! Пугаете Вы меня. Надо будет понаблюдать по времени…
      В письме с оповещением есть ссылка прямо на комментарий. Если по ней перейти, то тоже ничего нет?

      Ответить
      • Жанна Лира

        @Надежда, да, вот именно по ссылке из письма я перехожу и не вижу комментарий, который был в письме. Но так случается не каждый раз. Может быть, несколько плагинов кеширования как-то конфликтуют между собой иногда.

        Ответить
        • Надежда

          Жанна Лира, это удивительно. Эти два плагина все парой ставят — они разные функции имеют. Бывают случаи, когда я редактирую у админке уже отправленный комментарий — может, тогда его не видно? Но надо понаблюдать, все-равно. Спасибо за подсказку!

          Ответить
  11. Мария

    Надежда, не все так просто. Я вот не ходила в садик, и в школе практически все десять лет была изгоем. Не говорю, что эти два факта взаимосвязаны между собой, но, тем не менее, отсутствие садика ни в коей мере не избавило меня от проблем по жизни.
    Да, у меня не было в подростковом возрасте проблем с дурными компаниями и наркотиками — потому что общение со сверстниками было минимальным. И подросткового секса тоже не было — но не было и романтических ухаживаний и воздыханий. И сейчас, будучи взрослой женщиной, женой и матерью, я ни в коей мере не считаю себя гармоничной личностью, а свои отношения с близкими — в какой-либо мере близкими к идеальным.
    Естественно, я не виню во всех своих проблемах отсутствие садика — это было бы просто смешно. Но и видеть корень всех зол в садике — тоже слишком однобоко.
    Кстати, у моей дочки ничего подобного тому, что Вы описывали в статье про сына, не было при первых посещениях садика. Хотя и по неврологии проблемы есть, и связь со мной была достаточно прочная — кормила до 2,5 лет. Отсюда вывод — что все очень индивидуально. Кому-то садик вреден, кому-то — нет.

    Ответить
    • Надежда

      Мария, конечно, садик далеко не единственный источник проблем! Так я вопрос и не ставлю :) Он просто — один из этих источников… А основные источники — все-таки в семье. У меня тоже были проблемы, и я знаю откуда :)
      Вам очень повезло, что у дочери не было ужасов адаптации — такое встречается, хоть и редко. Конечно, все индивидуально и кто-то может садик пережить нормально. Но польза от него — таки сомнительна :) Кто знает, во что это потом выльется? Я же про общие случаи пишу, и не я одна против садиков выступаю ;)

      Ответить
  12. Жанна Лира

    Надежда, я знаю причину своей тревожности, с глубинной причиной разбираюсь с переменным успехом, внешняя причина всегда объективна и не зависит от меня, но в общем, тревожность берет надо мной верх всего пару-тройку раз в год, и вот тогда хорошо помогает на время переключиться на что-то, чтобы успокоиться и вернуть себя в нормальное состояние.

    Ответить
    • Надежда

      Жанна Лира, переключение — выход. Я в случае плохого настроения прибираюсь :)

      Ответить
  13. Dana | http://quietdomesticity.com

    Надежда, очень хорошая продуманная статья! К сожалению, каждый, как всегда видит только то, что хочет видеть; в этом споре никто и никогда не выйдет победителем. А все потому, что некоторые выводы нельзя сделать с помощью кого-то, они должны придти к человеку сами, когда он к этому готов и созрел для того, чтобы их воспринять, а для этого человек должен быть открыт к тем знакам и сигналам, которые идут к нему извне. Это бывает нелегко, потому что вынуждает ломать стереотипы и выходить из зоны комфорта. Именно поэтому давно уже перестала спорить и дискутировать на эти темы. Знаю по «старой» себе, что каждая такая статья воспринимается как пощечина и хочется спорить с пеной у рта, что это все не так, а вот душа знает, только ее не всегда есть смелость послушать… Еще проблема в том, что очень мало у кого есть возможность действительно неспешно и эффективно понаблюдать за тем, насколько по другой схеме развивается домашний ребенок, и понять, что дело даже не в садовских стрессах (хотя и они имеют место быть), а в том насколько больше можно получить в домашних интеракциях со всем их разнообразием, чем в компании таких же малышей и одной или двумя чужими взрослыми тетями. Могу подтвердить каждое из ваших наблюдений, каждый день у меня заново сносит крышу от тех возможностей, которые открываются перед ребенком дома, и сколько из них перед ним закрыто в садике. А обвинения домашнего детства в своей, например, замкнутости по меньшей мере не научно, потому что на 20 домашних интровертов придется столько же садовских, и делать какие-то обощающие выводы тут сложно. Но с другой стороны есть очень глубокие исследования, которые подтверждают, что в садовском детстве хорошего ничего нет, другое дело, что выбор не всегда имеется (хотя и тут есть о чем поспорить и вы тому прекрасный пример!). Так что сад нужен взрослым, а вот детям он не нужен совершенно точно (по крайней мере до 4-5 лет точно).

    Ответить
    • Надежда

      Dana, спасибо за отзыв и за поддержку!
      Какая Вы мудрая! А я все пытаюсь логикой что-то кому-то доказать…
      Вы правы — человек должен быть готов услышать. Будем надеяться, что мои статьи и Ваш отзыв пригодятся тем, кто готов :)

      Ответить
  14. Наташа Давыдова | http://georgin.su

    А-А-А. И зачем я только зашла на эту статью?
    Надежда, у меня опять сейчас начнется депрессия. Ребенок в садик ходит, но каждое утро кричит «В садик не идем, идем к бабе». А я страдаю. И не водить ее в садик не могу. Потому что нужно работать. И как тут быть?
    Правда в садике она не плачет. Теперь вообще уже стала сама уходить в группу.

    Ответить
    • Надежда

      Наташа Давыдова, мне кажется, что лучше правде смотреть в глаза, даже если это чревато депрессией, чем прятаться от нее :)
      Как тут быть? Выбор все равно за Вами! ;)

      Ответить
  15. Вячеслав

    Привет, Надежда!

    Отличнейшая статья! Поддерживаю практически во всём. Иногда конечно бывают гиперактивные и общительные дети — возможно им и стоит ради эксперимент пару недель походить в садик — а там видно будет :)

    Но ни я сам, ни мой старший сын — уже ходит во второй класс, в садик не ходили и ничего страшного не произошло. Хотя окружающие постоянно твердили — ребёнку нужен детский сад для развития и школы. А что теперь — сын один из личших учеников в классе, учителя говорят, что схватывает на лету и быстрее других детей, правда большой непоседа — и ему на уроках часто бывает скучно… обожает шахматы в итоге и удивляет своего тренера :)

    А я бы тоже иногда просто «задушил» бы мамочек, котоыре тянут со слезами ребёнка в детский сад… Очень часто для этого нет никакой необходимости — мамой двигает желание не отставать от офисных подруг и зарабатывать больше денег, чтобы жить по своим желаниям и не особо напрягаться с малышом… а желания ребёнка здесь в расчёт не принимаются — я могу понять, когда мать — одиночка и реально нужны деньги, но большинство моих офисных знакомых отнють не живут бедно и имеют работающих мужей, есздят на работу на машинах, отдыхают за границей и т.п. и это всё для них важнее психики ребёнка и 5-6 лет своей жизни ради своих же собственных детей. Полный эгоим и инфантильность большинства современных мам — это факт, к сожалению…

    Ответить
    • Екатерина | http://i-am-mother.ru/

      @Вячеслав, ну уж зачем «душить» мамочек, которые ребенка в сад насильно тащат. Уж тогда лучше сразу идите «набейте» морду их мужьям, которые доводят женщин до такого. Поверьте, если бы современные мужчины могли обеспечить семью в соответствии с современными потребностями, то многие женщины посидели бы дома подольше.

      Ответить
      • Вячеслав

        @Екатерина, я так выразился в полу-шуточной форме :) По утрам я часто встречаю мам ведущих своих плачущих детей в детский сад — он находится как-раз неподалёку… И дело не только в том, что детские потребности игнорируются, а ещё и в том, как — мамы идут с каменным лицом, волочат бедного ребёнка за руку, часто на него кричат или раздражённо ему отвечают — что ты все равно пойдёшь и т.п.

        Мне всегда вспоминаются такие слова Тараса Шевченко: «Воны на паньщину идуть и диточок своих ведуть…» Вы сами написали, что хотите обеспеченности по современным потребностям — вы считаете, что такая обеспеченность дороже счастливого детства ребёнка?

        Я часто в храмах вижу малообеспеченные многодетные семьи, где мама не работает — им не хватает буквально на все, как мне кажется, но какая у них там любовь между собой и сплочённость. Они доказательство того, что счастье в семье не зависит от обеспеченности. Но проще отдать ребёнка в детский сад, потому что все так делают…

        Ответить
        • Лина

          @Вячеслав, я согласна с Вами, что многие мамы тянут в сад детей без особой необходимости. Многие не хотят отставать от офисных подруг, а многие — просто хотят отдохнуть без детей, не работая. Сама знаю таких женщин, которым скучно в декрете и время общения с детьми они считают деградацией.

          Ответить
      • Надежда

        Екатерина, «современные потребности» — это больше и еще больше, и все мало. :)
        Все-таки, детям нужно детство и семья, а не то, что родители часто считают насущными «потребностями». Ни один ребенок не променяет маму на то, что она считает необходимым, тем более, что это обычно потребности родителей, а не ребенка… В это смысле я согласна с Вячеславом. Получается, что какие-то материальные вещи, очень выходящие за рамки насущной необходимости, дороже ребенка… :(
        Для примера: мы с двумя детьми живем на 8-9 тысяч в месяц уже год. И не голодаем, и конфетки-фрукты всегда есть. Хотя шубу уже не купишь, конечно:) Но такая ли уж в ней потребность, чтобы ребенка за нее продавать?

        Ответить
        • Жанна Лира

          @Надежда, почему же сразу «продавать» — немало женщин просто любят работать, профессиональная самореализация для них — очень важная часть жизни, необходимая для душевного комфорта. Хотя, я считаю, что в этом случае, если ребенку плохо в детсаду, логично использовать зарплату мамы на оплату услуг няни, частного педагога и т.п.

          Ответить
          • Надежда

            Жанна Лира, в этом случае соглашусь! И няня будет отличным выходом :) Но все-таки, хотя бы до 3-х лет побыть с ребеночком… Дети ведь тоже «важная часть жизни» ;)
            Хотя нечасто такое бывает, чтобы прямо «любили» и «реализация» — чаще просто неохота с ребенком дома сидеть, а больше нравится с офисе чай пить и нарядами хвастаться. Работа оказывается легче материнства — и туда сбегают, если, положа руку на сердце… Там все понятно и не требуется душевных усилий, как с ребенком. А назвать это «реализацией» — и все поймут :)))

            Ответить
    • Надежда

      Вот спасибо, Вячеслав! Наконец-то мы сошлись во мнениях :)

      Ответить
      • Вячеслав

        @Надежда, да тут сошлись — бывают такие моменты! :) Главное, что наши позиции за добро, хотя и своим путём! Интересно, а сойдутся ли они в последнем посте моего блога? :)

        Ответить
        • Надежда

          Вячеслав, какое изящное приглашение :) Пойду смотреть!

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

* Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности