Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?

Нужен ли детский садик?

В прошлый раз я рассказала о своем неудачном опыте устройства младшего сына в детский сад. Естественно, я задалась вопросом, а нужен ли ребенку садик вообще? Какие плюсы и минусы у садика в сравнении с домашним воспитанием?

Разумеется, я изучила кучу информации на эту тему, научной и не очень. Делюсь выводами и моими мыслями о том, что дает ребенку садик, и зачем он ему нужен. Устраивайтесь поудобнее, статья получилась большая.

Связь между матерью и ребенком - это плохо?

Ребенку нужен режим. Где-то я это слово уже слышала... Точно! - "колония строгого режима". Преступников  наказывают режимом и верят, что он способствует их исправлению. Обычно не способствует, но наш вопрос не в этом. Дети-то в чем провинились? И от чего их нужно исправлять? Похоже, я догадываюсь, от чего...

Когда мы устраивались в садик, то и врачи, и воспитатели мне говорили: "У вас с ребенком слишком сильная связь. Вы вредите этим ребенку. Пока вы это не переборете, ничего не получится". Видите, какая аномалия - связь ребенка с матерью, от этого непременно нужно исправляться! Да, трудно и больно - но что поделаешь...

Вот интересно, с каких это пор связь между матерью и ребенком стала вредной и ненормальной?! Что может быть естественней родительской и детской привязанности? Что может быть прекрасней любви матери и ребенка? И как же это раньше-то люди жили, выросшие в семьях без садиков?! Все были инфантилами? Сдается мне, что как раз наоборот - это сейчас количество отклонений на душу населения зашкаливает.

Да, я знаю, что бывает такое отклонение у мамочек, как "гиперопека". Детки у них растут несамостоятельными и с проблемами. Но, во-первых, это точно не мой случай - я не имею привычки детей контролировать, и по самостоятельности они у меня вообще впереди планеты всей. :) А во-вторых, если отношения матери с ребенком и нуждаются в коррекции, то из этого не следует, что их нужно разрывать.

Да, ребенок растет и постепенно отдаляется от матери. Но всему свое время - каждый этап взросления происходит естественно. Этот процесс не остановишь, - но зачем его форсировать? Давно ведь известно в педагогике, что развивать что-то не по возрасту возможно только за счет того, что по возрасту должно развиваться, и эти потери потом невосполнимы.

Начиталась я страшных историй и полезных советов про "адаптацию ребенка к садику". Резюмирую: "Поплачет, поистерит - и привыкнет". Представляете, что происходит в его маленькой душе, пока он вот так плачет?! Как ему приходится смиряться с тем, что мама его бросила и привыкать к месту лишения свободы, которое ему совсем не нравится? И не просто не нравится, а до слез, до истерики!

Привыкнет и понравится? Да, человек ко всему привыкает - он скотинка живучая и адаптивная... Но какой ценой?! И в тюрьме люди смеются и находят что-то интересное. Но, все-таки, я не думаю, что кто-то считает, что тюрьма человеку непременно нужна, полезна и способствует развитию, как это считают о садике.

Ведь все эти мучения ребенка устраиваются это ради его же блага! В чем благо-то, может кто-нибудь объяснить? Ради чего лишать ребенка мамы и детства, и что он такого приобретает, что было бы важнее того, что по его личному мнению важнее всего? Посмотрим.

Для чего ребенку нужен садик, как считается

Садик нужен ребенку для социализации

Сдается мне, что социализация тут от слова социализм, а не социум. Научиться общаться с другими людьми и усвоить правила поведения в обществе (что и есть социализация) ребенок отлично может и дома. Он ведь там общается, причем с первого дня. Дружить со сверстниками - на площадке. С теми, кто ему нравится, и никак не 10 часов в день.

В советском государстве отнятие ребенка от матери как можно раньше было оправдано. Системе нужны были послушные винтики. Если ребенок будет расти в семье, где его любят и помогают развиваться так, как ему лучше, то он вырастет другим человеком. Человеком, способным на творчество и личностные отношения, самостоятельно мыслящим и имеющим достоинство. А такой человек никудышный объект идеологической обработки и плохой строитель коммунизма.

Ценности коллективизма эффективнее впитываются в младенчестве и с одновременной травмой. Привыкнуть, что ты - "ноль без палочки", никому твои желания и мысли не интересны. Коллектив выше и важнее личности. Заменить воспитание дрессировкой. Будь добр слушаться, ходить строем и делать только то, что скажут, так, как скажут и тогда, когда скажут. Шаг вправо / влево считается побегом и карается расстрелом наказанием... Как там в садике наказывают?

Садик нужен ребенку для подготовки к школьной дисциплине

Серьезно? В 7 лет, когда пора в школу, ребенок будет уже совсем другой. Он будет уже способен к самоконтролю и к выходу в мир - вот тогда он готов воспринять дисциплину. Но не раньше! И эта самая связь с семьей к 7 годам у него тоже естественным образом ослабляется.

Мой старший сын, не имевший понятия ни о какой дисциплине, в первом классе сам вставал по будильнику, собирался и шел в школу. В то время, как садиковских детей собирали родители - и не только в первом классе.

Дисциплина  нужна самому ребенку

Зачем? Родителям она, да, удобна - но не ребенку. Вот возможность мир познавать так, как ему хочется, ему нужна. Еще семья нужна, любовь и ласка, мама нужна, которая ушибленную коленку поцелует... Кушать нужно, когда проголодался и спать, когда устал. А дрессировка дисциплина не нужна!

Потом, когда подрастет, будет нужна самодисциплина. Но внешняя дисциплина тут вообще ни при чем, коме того, что она мешает формированию этого навыка.

Человек, привыкший с детства, что его все время контролируют, что его жизнь уже расписана, и это расписание выполняется за него другими, не имеет никакой базы для формирования самодисциплины. Он таким образом учится не самоконтролю, а тому как выжить в условиях стороннего контроля, то есть как его обходить.

Когда же он остается один на один с необходимости самодисциплины, он теряется и не знает что делать. Есть большая вероятность, что он так и будет оглядываться в поисках "прапорщика", даже взрослый. Встречали мужчин, которые (в поисках спутницы жизни) признавались, что им нужно, чтобы их "кто-то держал в руках"? Я встречала много...

Наша педиатрия уже дожила до того, что кормить грудью нужно ребенка по требованию. Раньше это делалось по часам. Во имя "блага ребенка" которому "нужен режим", орущего от голода малыша не кормили - пока время не подойдет. И на ручки не брали - "чтобы не привыкал".

Кормить по требованию - уже дожили. Кормить грудью не один год, а два и больше - дожили. Говорить о важности связи между матерью и новорожденным ребенком - тоже. А до того, чтобы признать естественной и полезной связь между матерью и ребенком после 3-х лет - почему-то, еще нет.

Пережитки советской системы так просто не проходят. Система умерла, но дело ее живет. И садики, которые дедушка Ленин называл "ростками коммунизма", продолжают растить винтики системы.

Мне кажется, что оторванный от семьи ребенок теряет что-то очень важное. Теряет теплые отношение и доверие, теряет заботу лично о нем. И эту потерю в таком возрасте потом очень трудно будет компенсировать. Он входит в мир не через ту дверь, и жизнь его в этом мире получается не та, какой могла бы быть...

А потом мы удивляемся, почему же столько проблем у людей в отношениях? Откуда столько разводов и абортов, почему столько невротиков, алкоголиков и прочих? Почему даже "порядочные" люди не могут счастье свое построить и вынуждены обращаться в психологам?

В садике ребенок развивается

Почему-то считается, что групповые занятия в садике ребенка развивают. Мне кажется, что скорее наоборот. Развивает самостоятельное исследование мира и размышление над результатами этого исследования. Обучающий процесс в садике поставлен так же, как в школе - думать там не учат и не дают. И результаты должны быть соответствующие.

Ребенок, познающий мир естественным путем и сам размышляющий, и способности свои выявляет, и интеллект развивает достаточно, чтобы потом легко усваивать и обрабатывать любую информацию. Это уже не говоря о том, что дети очень разные. Каждому на данный момент интересно и  нужно для развития свое и в своем темпе. А это предполагает строго индивидуальный подход, который возможен только дома.

Научные данные о том, нужен ли ребенку садик

Поскольку я девушка дотошная, то я полезла искать научные подтверждения или опровержения своим ощущениям и выводам. И нашла! Оказывается, я угадала - все так и есть. Кому скучно, можете пропустить эту часть:

  • в государственной школьной системе происходит горизонтальная социализация детей, носящая временный характер и основанная на конформизме по отношению к ближайшим сверстникам; родители, дающие детям домашнее образование, ставят целью их вертикальную социализацию, направленную на приобретение ответственности, умения служить обществу и зрелости… (то же относится и к садикам)
  • социальное развитие ребенка в большей степени зависит от контактов со взрослыми, и в меньшей, чем это ранее считалось, от контактов со сверстниками
  • Если ребенок проводит более 10 часов в неделю в детском саду, это приводит к повышенному риску нарушения его чувства безопасной привязанности к матери в сравнительно раннем возрасте, что ведет к существенным негативным последствиям для развития ребенка;
  • В частности, нарушение чувства безопасной привязанности в раннем возрасте серьезно повышает вероятность интернализованных поведенческих проблем как для мальчиков, так и для девочек, и экстернализации поведенческих проблем у мальчиков;
  • Дети, установившие и сохранившие чувство безопасной привязанности  к матери в раннем возрасте с большей вероятностью в будущем осуществляют позитивное социальное взаимодействие, имеют позитивное эмоциональное состояние и социальное поведение, успешнее осуществляют взаимодействие с друзьями и сверстниками;
  • Увеличение количества часов, проведенных в детском учреждении, ведет к существенному повышению вероятности низкой социальной компетентности у детей, высокого уровня внешних поведенческих проблем, повышенной уровни конфликтности в отношениях «ребенок-взрослый» в раннем детстве и раннем школьном возрасте, увеличивается вероятность таких поведенческих проблем, как проблемы с послушанием и агрессией;
  • Чем больше часов ребенок проводит в детском учреждении в раннем возрасте, тем более плохие социальные и трудовые навыки он демонстрирует в возрасте 3 класса начальной школы, и тем больше поведенческих проблем – в возрасте 6 класса школы;
  • Чем больше часов ребенок в раннем возрасте провел не на попечении родственников (как в обычных детских садах, так и в детских садах семейного типа), тем больше риск демонстрации им в 15-летнем возрасте проблемного поведения, включая такие виды рискованного поведения как употребление алкоголя, табака, наркотиков, импульсивное вовлечение в иные рискованные виды деятельности.
  • Все это говорит о том, что по сей день сохраняют свою актуальность слова специалиста по психологии из Университета Тафтса профессора Дэвида Элкинда, который писал в 1987 году:
  • «Нет никаких реальных данных, подтверждающих, что ранняя формальная институционализация приводит к каким-либо долговременным или постоянным позитивным последствиям для ребенка. Наоборот, риски, связанные с мотивацией ребенка, его интеллектуальным ростом и самооценкой, могут привести к причинению серьезного ущерба развивающейся личности ребенка. Можно сделать разумный вывод, что раннее образование малолетних детей связано, скорее, с нуждами и приоритетами взрослых, чем с тем, что мы знаем о хорошей педагогике раннего возраста»

Это я стянула с сайта Аналитического Центра"«Семейная политика.РФ». А вот еще, с портала "Наш ребенок":

Как раз постоянная организованная смена деятельности не дает ребенку сосредоточиться ни на чем. У него нет времени обработать информацию, его задача — ее просто пассивно усваивать. Ребенку нельзя думать, ему нужно только воспринимать.

Но процесс мышления у ребенка построен на активном восприятии. То есть когда органы чувств насыщены своей информацией (главным образом кинестетический канал, как мы помним), тогда запускается процесс мышления. При традиционном дошкольном обучении получается наоборот: ребенку уже сообщают готовый вывод, который нужно усвоить за счет механической памяти. А размышлять когда? Некогда, переходим к следующему занятию!

Выходит, что ребенок даже не успевает задаться вопросом, как тут же получает готовые ответы. К тому же, если постоянно перескакивать с одного на другое, некогда сосредоточиться на чем-то одном, поэтому у детей не могут сформироваться стойкие интересы и теряется любознательность. У воспитателей есть поурочный план — сегодня дети обязаны усвоить такие-то сведения и выполнить такие-то поделки. У них есть "расписание познания", как раз в том возрасте, когда это необходимо проходить в спонтанном режиме.

Дошкольный период — время спонтанных игр и творчества. Ребенок не может сконцентрироваться долго на какой-то информации, но это не значит, что он ее забыл и перестал об этом думать! Нужна свобода восприятия окружающего мира, когда ребенок по возможности сам находит объекты для изучения и перерабатывает информацию столько, сколько необходимо.

Кстати, там прекрасный цикл из 3 статей педагога-психолога, посвященный как раз тому нужен ли ребенку садик и домашнему воспитанию. Очень рекомендую!

Выводы: вреда от садика много, а пользы нет

Если обобщить вышеприведенные современные научные данные, то получается, что и социализированы домашние дети оказываются лучше, и развиты больше и проблем в отношениях у них меньше. При этом они еще и менее, чем детсадовские, подвержены влиянию дурной компании коллектива, а так же у них легче проходит подростковый возраст - без конфликтности и тяги к чему не стоит, типа алкоголя, сигарет, наркотиков...

На вопросы читателей о подростках я обычно отвечаю, что главное для успешного прохождения этого периода - заранее построить и сохранить отношения доверия с ребенком. Вот что, оказывается, нарушается в садике -  эти самые отношения доверия! И потом, когда под влияние гормонов подавленные эмоции обостряются, подросток "мстит" родителям за то, что они предали его в раннем детстве...

Получается, что те, кто говорит о пользе садика для ребенка, просто неосознанно транслируют старую советскую мифологию?! Ну, или они "враги", засланные для уничтожения нации :)

А еще я поняла, почему некоторые люди не могут принять мои речи о личностном подходе в воспитании, отстаивают авторитаритаризм, не видят отношений без иерархии. Откуда у нас столько домашних тиранов и жертв, столько стереотипов и проблем с нравственными ценностями... Ростки коммунизма дают плоды!

Действительно, трудно говорить о уважении к личности с человеком, впитавшим с детства, что личность - ничто перед коллективом... О свободе - с тем, кто "отбывал" почти с пеленок. Не хочу никого обидеть. Мне грустно это. Я и не подозревала, что все так запущено, что корни того, с чем я спорю, берут начало не столько в семье, сколько в садике...

Таким образом, я для себя вопрос нужен ли ребенку садик? решила. Я предпочту сохранить "вредную" связь со своим ребенком и вырастить его в доверии. И ради его будущего блага, и ради себя - зачем мне подростковые проблемы? А вы как думаете? Может, вы покажете мне незамеченную пользу от садика? До встречи в комментариях и в следующих статьях!

© Надежда Дьяченко

Надежда
Психологическая помощь в развитии личности и решении личностных и семейных проблем, поддержка в выходе из деструктивных отношений ► ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ◄
Главная » Воспитание детей » Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?
138 Детство строгого режима. Нужен ли ребенку садик?
  1. Петр

    Не возникает и тени сомнения, что детские садики в том виде, в котором они у нас существуют, великое зло. Но корень этого зла надо искать не в плоскости морали а в экономической плоскости. Нищий народ свободным быть не может. Следовательно, ребенок из нищей семьи не сможет стать свободным гражданином в свободной стране. Это мое утверждение не означает, что статья бесполезна. Нет они и полезна и интересна, особенно для людей, которые достигли такого уровня благосостояния, когда на воспитание ребенка они могут выделить хоть какие-то средства.

    Ответить
    • Надежда

      Петр, спасибо!
      Сделаю поправочку. Свободу — состояние души внутренне, а не внешние условия существования. Можно быть рабом на троне и свободным нищим :)

      Ответить
  2. Оля

    Не хотела сначала писать… Но все же напишу! Я сама педагог по профессии. У меня двое детей (двойняшки). Когда им исполнилось 1,5 года я их решила отдать в ясельки. Перед этим я обошла все сады в округе. Когда же выбрала детский сад, то пообщалась с заведующей и всеми воспитателями, которые набирали группы. Выбрав самую адекватную (молодую, энергичную, воспитанную и сердцем прочувствованную!!!)воспитательницу я определила их в ее группу. В этой группе уже было 4 (!!!!) двойни. Мы сразу нашли общий язык с их мамами. Садик наш с физкультурно-оздоровительным уклоном — дети то в спортзале, то в бассейне, но на улице гоняют. Первый год мы нещадно болели…причем не только мы, а все дети! Второй год (старшие ясли) — почти весь год ходили без болезней! Сейчас мы в младшей группе!Нам повезло — нашей воспитательнице разрешили нашу группу довести до выпуска!
    Мы ее очень любим, а она — нас! Причем ее любовь к детям ощущается сразу! У нее отличное чувство юмора и настоящий педагогический талант! Дети идут в садик не всегда с большим вдохновением, ведь дома любому человеку комфортнее!
    Я вижу много детей, которые не ходят в садик. Среди них есть разные — общительные и замкнутые, капризные и послушные. Если бы я чувствовала, что мои дети не воспринимают чужую атмосферу, капризные, гиперактивные, то не повела их в сад ни за что! Это и для них, и для воспитательницы, и для других детей из группы будет настоящее испытание! И еще очень важно доверие другим людям! Если глубоко в душе вы абсолютно уверены, что только ВЫ сможете раскрыть ребенку весь мир, то не стоит и переступать порога сада! Ни одна воспитательница, конечно, не заменит маму, но она может научить ребенка, показать еще одну жизненную позицию (которая, кстати, может где-то отличаться от вашей).
    А по-поводу болезней… Тут все индивидуально. Если ребенок постоянно болеет, то наверное нужно повременить с садом. Хотя мы, как я уже писала, тоже проходили этот этап! Чего и всем желаю!

    Ответить
    • Надежда

      Оля, спасибо за такой развернутый и душевный ответ!
      Да, много зависит от воспитателя. Не исключаю, что если такой гениальный педагог, то садик может быть на пользу. Хотя 1,5 годика — смело! Я раньше 3-х даже не думала :)
      Как это Вам удалось выбрать садик? Я пыталась поменять путевку на другой садик — ближе, и с лучшими воспитателями (на мой взгляд), но это оказалось крайне сложно, и в итоге не получилось… :(

      Ответить
      • Оля

        @Надежда, садик — это конечно не рай, даже при очень хорошем воспитателе! Дети в группе разные. Вчера одевала своих малых, а параллельно пришел дедушка и тоже одевал свою внучку. У него через слово — мат! И это при ребенке! Мои это тоже в пол уха слышали:( А еще у нас в группе есть мальчик, которому уже около 5 лет, а он толком не разговаривает, все время прыгает и задирается к другим детям. Воспитательница делает, что может, но даже она признается, что очень от него устает. Поэтому я и писала, что таким детям лучше подольше оставаться в домашней атмосфере.
        А насчет сложностей попасть в садик — это отдельная история. У меня это было еще сложнее, потому что мои дети не привиты. И в карточках значится мой отказ. Поэтому по идее ни один садик вообще не должен был нас брать. Столько нервов я потратила на медкомиссии! Лучше бы заплатила — и мне бы поставили все прививки! Но я решила отстаивать правду. В итоге спокойного разговора с заведующей оказалось достаточно, чтобы нас взяли в желанный садик. Понимаете, на мой взгляд, если мама ставит вопрос так: полезен ребенку садик или нет? Тут больше аргументов против. А если так: что я могу сделать, чтобы мой ребенок комфортно себя чувствовал в саду, пока я реализовываю себя как профессионал и зарабатываю деньги для общего семейного блага? То это совсем другая история…

        Ответить
  3. Олеся

    Надежда, на мой взгляд Ваша статья замечательная, но очень индивидуальна. Связь ребенка с матерью естественна по своей природе, и тот факт, что моя дочка ходит в детский садик (правда в частный) никоим образом нам не мешает. Вы как то всех под одну гребенку, возможно вашему ребенку детский сад не подходит, другому же он просто необходим. Вот к примеру, изучение английского языка в садике моя дочка воспринимает на ура, начали даже простейшие мультики включать на английском. дома с ней заниматься нет никакой возможности (есть еще полуторагодовалый сын, ну очень активный:)) А то что заниматься нужно я в том уверена, тем более давно учеными бы доказано, что мозг ребенка формируется до 7 лет и именно до этого возраста все новое он познаёт с удовольствием и без особых усилий (в игровой форме). Еще хотела бы сказать про режим, вот Вы пишете «колония строгого режима», я считаю что любому маленькому ребенку режим просто необходим не только в садике, но и в семье, дети по своей природе консерваторы, им самим гораздо легче когда они знают свои дальнейшие действия, после обеды всегда сон, затем игры и т.д.
    Вот написала все это Вам, подумала и знаете если бы получилось так, что по каким то причинам моему ребенку не нравилось бы или не получалось бы посещать детский сад, я бы считала точно также как и Вы:)

    Ответить
    • Надежда

      Олеся, спасибо за отзыв!
      Я писала скорее про общее правило, из которого, конечно, бывает исключения — когда садик ребенку нужен :)
      Насчет занятий — это большая тема. Да, ребенок маленький успешно учится новому, но вот что ему нужно на самом деле? Это очень неоднозначно. Есть мнение, что усиленное освоение знаний идет за счет развития других, гораздо более важный сфер… Статью собираюсь писать про ранее развитие :)
      «Маленькому ребенку режим просто необходим не только в садике, но и в семье, дети по своей природе консерваторы, им самим гораздо легче когда они знают свои дальнейшие действия» Есть и такой взгляд… Но опять же большой вопрос — так ли это на самом деле? Что значит «легче»? Кто в этом вопросе спросил самого ребенка? Насколько я знаю по своим детям, они отлично живут без режима, а для его внедрения ребенка приходится насиловать… ЧТО при этом формируется, и как это скажется на его дальнейшей жизни?
      Так-то да, у меня, видимо, выражено «несадиковский» ребенок, и я исхожу из этого. И думаю, что эта проблема не только у меня ;)

      Ответить
  4. Виктория

    Понравилось почитать и автору — СПАСИБО!

    Ответить
    • Надежда

      Пожалуйста! :)

      Ответить
  5. Татьяна

    В первую очередь стоит задуматься: «Кто воспитывает Ваших детей?». Не Вы! А чужие тети. А как они с ними обращаются? Да ребенку постоянно приходится защищаться и оправдываться. Он в постоянном стрессе.

    Ответить
    • Надежда

      Татьяна, верное замечание!

      Ответить
  6. Чёрный Змий

    Мне кажется, что очень много зависит от самого садика и от воспитателей в нём. Я сам в детский сад не ходил, и очень сожалею, что мои родители не отдали меня в садик. Со мной сидела моя бабушка, родители были на работе. Я единственный ребенок своих родителей, и когда они уходили, я оставался один-на один с бабушкой. Я помню эти бесконечно-тянущиеся дни, когда был предоставлен сам себе. Это было невероятная скукотища, бабушка со мной никак не занималась.
    Своих детей мы с женой отдали в садик, потому что просто не было другого выхода, мы оба работали. Я специально взял две недели, на время, когда старшая дочка пошла впервые в садик, чтобы пораньше ее забирать, с обеда. Правда, старшую дочку мы отдали с 5 лет, со старшей группы, до этого жена сидела в отпуске по уходу с младшей дочкой и старшая тоже оставалась дома. Разница между детьми 2,5 года.
    Когда я пришел в первый день, чтобы забрать старшую дочку с обеда домой, знаете, что я от нее услышал? «Я не хочу уходить, папа, оставь меня здесь до конца дня, мне здесь интересно!» При все при этом, у нас дома нормальная семья, мы с женой оба с высшем образованием, дома нет напряженных психологических ситуаций, стараемся уделять дочкам внимание по максимуму. Может быть нам повезло с садиком, но то, что было там, мы с женой, при всём желании, дать бы дочкам не смогли. Это музыкальные занятия, лепка, рисование, к ним регулярно приезжал кукольный театр, постановка театральных сценок, выездные экскурсии к историческим местам ( мы живем в Петербурге), спортивные занятия, коллективные игры на улице, проведения различных праздников, конкурсы поделок и рисунков. В этом году старшая дочка пойдет в школу, и она мне говорит: «Мне так не хочется расставаться с садиком!»
    Младшая пошла с 3-х лет, у нее был период адаптации, дня 3, примерно. Потом стала всё О.К. Тоже ходит в садик с удовольствием.
    По поводу болезней. У нас есть знакомые, у которых ребенок в садик не ходит. Так он более не реже наших. Встречались как-то вместе на общем праздничке, где было много народу. Ребенок знакомых вел себя замкнуто, и не хотел не с кем разговаривать. наши дочки стали без проблем общаться с взрослыми людьми, которых они видели впервые.
    Так что, я за садик. Но, конечно, садик должен быть по возможности хорошим.

    Ответить
  7. Елена

    Удивительно, что понятие режим ассоциируется у Вас с колонией строгого режима. Для меня лично режим значит здоровый образ жизни.

    Ответить
    • Надежда

      Бывает :)
      А в чем связь режима со здоровьем? Только не шаблон: «это так, потому что это так — мне так в детстве говорили», а если подумать?
      Я лично связи не вижу. И могу даже найти аргументы против этой точки зрения. Типа человек ригидный, которому режим необходим, будет страдать при любом его нарушении. И болеть, естественно :) А всю жизнь по часам не распишешь…

      Ответить
  8. Мария

    Адаптация ребенка в саду зависит от матери, она может пройти и совершенно безболезненно, если достаточно общаться с другими людьми, то ребенок через некоторое время будет спокойно оставаться с ними, пока мама отошла в магазин (к примеру), если ходить с ребенком в детский клуб, то через год он сможет спокойно остаться в нем на час\два без мамы, если рассказывать ребенку, что такое детский сад, то для не будет неожиданностью тот факт, что в нем дети находятся без мамы, все вместе даст спокойную адаптацию, а ребенок будет идти с радостью.
    Не все мамы реализуют себя через детей, нереализованная мама=несчастная, а с несчастной мамой несчастны все в семье, так что, хотите отдать ребенка, готовьте его много заранее и все будет хорошо.

    Ответить
    • Надежда

      Спасибо. Но, вообще-то есть еще и ребенок — со своими нервно-психическими особенностями. Не каждый вообще «приготовлению» поддается и не каждому это полезно

      Ответить
      • Мария

        Конечно, не каждый. Есть дети, которые, отходив один день в сад, потом болеют две недели. Тут на лицо дезадаптация с садом, и, видимо, тут родителям надо искать другой путь. Все равно ни у них, ни у ребенка нормальная жизнь не складывается. Но большинство детей, я считаю, воспримет детский сад нормально. Очень часто сами родители виноваты в слезах своего ребенка, сначала не готовя его, а потом стремясь, как можно быстрее запихнуть в садик. Дети очень чувствительны.
        И в статье, на мой взгляд, с оценкой все-таки перебор. Если мама, у которой нет другого варианта, как только вести ребенка в детский сад, будет идти туда с глазами полными ужаса и мыслями о том, что она, плохая мать, отдает ребенка в тюрьму, именно тюрьмой станет для дитя детский сад. И мне его очень жаль.

        Ответить
  9. Оксана Азовская | http://ledisecrets.ru/

    У меня с детским садом как-то не сложилось. Ходила я в него буквально один день, затем мне не понравилась воспитательница и меня ревущую забрали из детского сада. К моему большому облегчению, в детский сад я больше не ходила. Не могу сказать что отсутствие детского сада как-то негативно повлияло на мою жизнь.
    Мой старший ребенок, пошел в садик в 4 годика. За 2 года частых ОРВИ у него образовались аденоиды 2-й степени, с которыми мы имеем проблемы до сих пор (ребенку уже 10 лет).
    Так уж сложилось, что к садику у меня выработался негатив. Возможно для кого-то это и вариант (необходимость выходить на работу), кого-то это просто утраивает. Не хочу ни с кем спорить — это сугубо ИМХО.
    А еще очень сильно раздражает требование — без прививок не принимаем. А если не хотят родители прививки делать?
    Сейчас моей дочке 2,8 и у меня совсем нет желания повторить эксперимент как со старшим сыном.

    Ответить
    • Maria

      Вам не имеют право отказывать в садике, если у вас нет прививок. Это ваш личный риск. От вас вправе требовать только манту. Это не прививка, а туберкулиновая проба, гарантия того, что ваш ребенок не болен туберкулезом, и лично я, однозначно за такое требование.
      Хорошо, что с вашим негативным опытом у вас есть возможность не водить детей в детсад.
      Кстати, я думаю, что любой воспитатель по сравнению с мамой проигрывает ;)

      Ответить
  10. Анна

    Надежда, прочитала Вашу статью, очень интересная и полезная. Моё мнение такое: никаких садиков до 3х лет. А вот потом уже индивидуально для каждого ребенка и каждой семьи. Моя старшая дочка пошла садик почти в 4 года и на полдня. Первую неделю как на праздник!)) Потом уже всё там разузнав и наигравшись новыми игрушками, интерес уменьшился, но ходить не отказывалась. Далее в садике началась подготовка к новогоднему утреннику, что дочке очень нравилось, за это время она успела подружиться с ребятами.) И так по полдня она ходила 2 месяца, а вот на 3ий я предложила ей остаться на сон.час, она согласилось и ей понравилось)). Сейчас ходит в основном в удовольствием,иногда на весь день иногда на полдня, но бывают дни, когда дочка говорит, что хочет поиграть дома, тогда я её оставляю. Я могу это позволить, т.к. сама во втором декрете( младшему сейчас 2.5 года) Почему я всё же вожу дочку в сад, ведь находясь дома, могла бы этого не делать? Как это не странно прозвучит, потому что дети возраста моей дочки все ходят в детские сады и выходя на улицу дочке не с кем играть((( Ну кроме братика и его ровесников. А из дет.сада она приходит и рассказывает, как она с девочками играла в дочки-матери, доктора, строила тортики и т.д. А ещё дочке очень нравятся музыкальные занятия и подготовка к утренникам. Вторая причина: мне хочется уделить время младшему сыну, почитать книжки, позаниматься с ним согласно его возраста. Дочке до садика внимания очень много было) Ну и третья причина, это моё эмоциональное состояние)) Дети-погодки при длительном совместном нахождении просто разносят квартиру и начинаю делить всё подряд!!!!!!! Повторюсь : до 3х лет дома, а дальше индивидуально! Считаю, что мы нашли свой вариант)

    Ответить
    • Надежда

      Анна, согласна про рубеж в 3 года. Мне кажется, что Вы нашли хороший вариант, раз ребенку нравится. Всегда надо исходить от ребенка. Главное — чтобы без насилия, адаптаций, истерик по этому поводу…
      А мой вот сходил пару раз в этом году (уже 4,5 года) на группу неполного дня, на часик всего — вроде понравилось… Повела, потому что потянулся к сверстникам — видимо, пора пришла. Потом — на НГ утренник (не понравилось, но подарок все компенсировал), а больше — не хочет, и все тут! Хотя со знакомыми ребятами дома встречаться ему нравится. Такой ребенок :)

      Ответить
  11. Ульяна

    Как-то очен однобоко вышло. Боюсь, что лично я с Вами не согласна. С такими аргументами и в школу можно не пускать, обучить грамоте и наукам дома. На дворе 21 век. Открыто куча ультрасовременных садиков, центров развития, с бассейнами, иностранными языками, кучей кружков для творчества, с применением различным методик развития, квалифицированным персоналом и т.д. Почитайте аргументы в пользу детского сада, razoomeika-detsad.ru/blog/zachem-rebyonku-xodit-v-detskij-sad/ а вдруг изменится мнение? Попробовать все ранво можно

    Ответить
    • Надежда

      Ульяна, Вы имеете полное право со мной не согласиться :) Однако, я не вижу ни у Вас, ни в приведенной статье ни одного аргумента в пользу детсада, если думать о будущем ребенка, как человека и личности, а не как «единицы» общества. Обществу, возможно, нужны такие члены… но на проблемы человка этому обществу глубоко наплевать. И если родители думают, что социализация в коллективе — это прямо предел мечтаний и именно то, что нужно человеку для счастья, то их детей можно горько пожалеть
      Да, там совершенно правильно написано: «Социализация в дошкольном возрасте – это самая первая и сама главная веха становления полноценного члена общества.» Но — какой ценой? Что потом будет делать человек с оборотной стороной ранней социализации? Я как психолого каждый день сталкиваюсь с ее жертвами :(((
      На дворе 21 век? Совершенно верно, 21 век: 99% населения — невротики с глубочайшими личностными проблемами. Чему тут радоваться — не понимаю?! И все эти распрекрасные «методики развития» нисколько от этих проблем не избавляют, но отлично их создают… Ребенку нужна любовь родителей, ему нужно вырасти в доверии к миру и самостоятельным, а не социализированным роботом, гоняющимся за призраками успеха, пока не хватит кризис среднего возраста. Это может дать только семья (и семья не каждая) и только в раннем возрасте. Всему свое время. Годам к 7 (некоторые — к 9, по данным психологов) ребенок уже готов и к «социализации» в школе без ущерба для себя. А раньше — она происходит за счет того, в чем ему нужно развиваться на самом деле…
      В общем, ВЫ поняли мою точку зрения :) Добавить могу только то, что статья заказная — написана для сайта детсада для пиара каким-то копирайтером, который, простите, в воспитании и психологии понимает, как свинья в апельсинах. Жаль, что таким статьям люди верят… :(((

      Ответить
  12. Alisha

    Я бы очень хотела,чтобы в своё время родители проводили со мной больше времени. Да,при всей своей загруженности они всегда для меня находили время,и поиграть,и поговорить,но мне этого общения было мало. В садике мне нравилась только одна воспитательница — она действительно воспитатель от Бога, к каждому свой подход находила. Еда садиковская нравилась,у нас была отличный повар. Всё. Я,например,не помню «радости общения» со сверстниками. Мне было с ними нереально скучно. Даже сейчас у меня подруги в основном старше меня лет на десять и больше,хотя мне всего 31 год. А уж ходить строем — это для меня было как серпом по фаберже. И так и осталось.

    Ответить
  13. Валерия

    Я сад ненавидела с первого дня и до последнего дня пребывания в нем. «Отмотала» 4 года и эти годы худшие в моей жизни. Нет никакой свободы, хочешь-не хочешь, а делай то, что все, ешь то, что дают. Воспиталки как надзирательницы, ты в системе. Реально колония строгого режима. По-другому не назвать.

    Ответить
  14. Мари

    Удивило сообщение о том, что режим вреден. Режим сна и питания , на сколько я знаю, очень важен для детей и взрослых. Да и с точки зрения психологии ребенку нужна какого-то рода определенность, когда он знает, что его ожидает, он спокойнее себя чувствует, это мнение психологов (не моё ). Мнение, с которым я согласна, ибо применила на практике.
    По поводу детского сада, конечно каждый родитель сам решает отправлять его туда или нет. Но так ли он страшен, этот детский сад.Почем у ребенка должно быть чувство, что мама его бросила? Она ведь его оттуда забирает)))) Тем более можно восполнить это время и дать ещё более качественое внимание ребенку после садика, в выходные. (Конечно, все таки надо учитывать это при выборе работы . Если мама с работы придёт как выжатый лимон она этого не может сделать).
    Просто есть такие дети, с которыми очень сильно устаешь, в книге Уильяма и Марты Серз таких детей называют дети с повышенными потребностями, это обычные дети , без никаких отклонений, но требуют слишком много внимания. Вот такая у меня старшая девочка. И это невозможно 24/7 находиться при ребенке без отрыва и не устать. Всякие занятия с ребенком, уделить внимание, об этом речи не бывает. У меня есть младший ребёнок 10 месяцев, помощников нет, муж на работе. И все силы уходЯт на то, чтобы покормить, искупать, пойти с ними на прогулку и т д, то есть на самое необходимое. Когда ты просто мечтаешь, о том времени, когда ребенок заснет , чтобы хотя бы фильм посмотреть, хотя бы пару страниц книги прочитать. Как было написано в одной книге, если мама будет всю себя посвящать ребенку, очень скоро ей нечего будет ребенку дать. Встретить после садика маму, сочкучившуюся по ребенку мне кажется лучше, чем целый день сидеть с уставшей и раздражительной мамой.
    Возможно, есть на самом деле такие , которые ходят на чаи распивать с коллегами и наряды показывать. А что же делать тем, у которых действительно есть дело, которое очень любишь, которым заниматься любимым делом необходимо как воздух?

    Ответить
    • Надежда

      Мари, а откуда Вы это знаете? Многие рекомендации, которые мы читаем, написаны из авторитарной модели еще советской школы — там такие мифы попадаются жуткие и абсолютно ничем не обоснованные! Читала я таких «психологов». Вопрос главный в том, к чему их теория приводит — каким вырастет ребенок? Обществу нужны были частенько не личности творческие и свободные, а удобные винтики системы — вот и писали, что делать для из выращивания… Не каждому потому написанному верить стоит :)
      Странно Вы рассуждаете: «Почему ребенка должно быть чувство, что мама его бросила? Она ведь его оттуда забирает». С ВАШЕЙ точки зрения это так… Но есть еще и чувства ребенка — и они бывают такими. Он ведь не считает ни время, ни «качество» общения с ним. Такая бухгалтерия только взрослому может в голову прийти, а у него — чувства.
      Если устаешь от ребенка — что-то не так в отношениях с ним (к нему), имхо. Совсем не обязательно уделять ему 24 часа в сутки, если он дома — он может и должен научиться занимать себя сам. Не надо ему себя посвящать целиком. С малышом трудно, согласна — физически. Хотя любое «трудно» больше в голове у нас…
      Знаете, хочу Вам посоветовать почитать великого педагога Януша Корчака — он умел понимать детей и их чувства, и на самом деле их любил.

      Ответить
  15. Мари

    Про режим это не только в советской литературе, но и в западной и американской; и не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения медицины. Хотя бы почитать про последствия нарушения режима сна. Лично мне такой подход ближе.
    Конечно, каждый родитель выбирает тот стиль воспитания, который подходит ему и его ребёнку.

    Ответить
    • Надежда

      Мари, этого добра везде хватает :( Конечно, выбирать каждый имеет право. Но, имхо, лучше при этом понимать, что и почему выбираешь, а не уходить от ответственности под сень авторитета «науки»…

      Ответить
  16. Елена

    Тут палка о двух концах. Я полностью согласна, что нет особой необходимости для ребенка посещать детский сад. И лично я очень рада, что после первого сразу ушла во второй декрет, благодаря чему имею возможность не отдавать в сад сына до 5 лет.
    Но вот для мамы сад может быть очень нужен. Даже если речь не идет о выживании. Все-таки профессиональная самореализация тоже для многих важна, и далеко не все профессии допускают работу дома. Сейчас я как раз решаю эту дилемму, т.к. за годы, проведенные дома, я теряю квалификацию, а если не выйду в срок, могу и саму профессию потерять. А ребенку уж точно не нужно, чтобы мама жертвовала ради него своей профессией.

    Ответить
    • Надежда

      Елена, здесь речь о ребенке именно, о его интересах. Что до мамы и ненужности жертв — согласна с Вами.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

* Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности