Почему одни люди "творческие", а другие - нет? И чем они отличаются? Творческий человек - это не только тот, кто пишет стихи или музыку. Это тот, кто может создавать нечто новое, отличное от того, что уже есть. Это способ взаимодействия с миром, даже образ жизни, в некотором смысле. Для любой задачи, которую ставит перед ним жизнь, творческий человек найдет свое решение, увидит то, что не видят другие.
А значит, его возможности шире. Так почему же не все такие? Принято считать, что творческие способности - это дар от природы. Да, возможно, гениальность дана не всем, но вот просто творческие способности можно развить. И родители могут помочь или помешать своему ребенку стать творческой личностью.
Конечно, способу решения задач, и творческому подходу, в частности, дети учатся у родителей. Но это только часть в формировании их личности. Дети от природы любопытны. Они жадно познают мир, экспериментируют. И в этом родители их часто не понимают. Посмотришь иной раз, как мама или папа играют с ребенком: "Нет, это неправильно! Правильно делать так!" Да, шаблоны таким образом прививаются, хотя ребенок будет долго сопротивляться, но его творческий потенциал угасает... И от непонимания родителей ему становится грустно.
Как поддержать и развить творческие способности у ребенка?
Рецепт раскрытия творческого потенциала простой - не мешайте и стимулируйте! Как только ребенок начинает учиться пользоваться пользоваться ручками - не препятствуйте ему делать то, что он хочет. Потом, когда он дорастает до складывания кубиков и пирамидок, - поставьте перед ним задачу, но не предлагайте решения, не давайте образца. Например, вы говорите: "Построй башню", а как ее строить и какую башню - "Думай сам". Может, он вместо башни построит колодец - восхититесь, похвалите его чудесный колодец вместо того, чтобы заметить, что он не построил башню. Пусть он использует не кубики, а что попадется под руку, для воплощения своих идей - хвалите его изобретательность! Это здорово, что он видит в предметах необычные стороны и способы их использования!
Радуйтесь его радостью, когда он кричит: "Мама, смотри что я придумал!" Даже если он придумал надеть кастрюлю на голову. Для него это - открытие, и ваша оценка ему очень важна! Предоставьте ему возможность развития. Конечно, это будет не так удобно, как если бы ребенок вел себя "правильно" и играл только игрушками. Но не будем забывать, что личность, в основном формируется до 3-х лет. Можно же нам немножко потерпеть неудобство, чтобы подарить своему чаду более богатую и счастливую жизнь?
Когда ребенок будет подрастать - стратегия та же. Ставьте задачи и побуждайте его самого искать решения. В самых разных ситуациях - это могут игровые задачки или житейские вопросы. Советуйтесь с ним. Никогда не решайте за него. Именно в поиске путей и тренируются творческие способности. А заодно и способность думать. И отвечать за свои решения, потому что ему трудно будет кого-то обвинить в том, что он сам придумал.
Если он хочет, отдайте его учиться музыке, рисованию, танцам. Возможно, там еще ярче проявится его особый талант. Но только если он сам хочет. Заниматься искусством насильно категорически нельзя! Это может навсегда отбить у человека интерес к искусству, что очень обеднит его душу. Лучше уж пусть с удовольствием слушает музыку, чем из-под палки ее играет.
Ну и, конечно, свой собственный творческий потенциал не стоит хоронить! Пробуйте посмотреть на привычное с других ракурсов - и чаду пример подадите, и ряд проблем можно легко решить, если не наставать на стандартных, но почему-то не работающих ходах. Если вы сами совсем не творческий человек, то вряд ли вы сможете способствовать развитию творческих способностей своего ребенка. Успехов и открытий!
Чтобы не пропустить новые статьи о воспитании детей, подпишитесь на обновления
© Надежда Дьяченко
Полностью согласна. Творческие способности можно и нужно развивать! Не бывает детей совсем без способностей
Мама учила, что запрещать ребенку нужно только смертельно опасные эксперименты. У меня дома стены разрисованы (в смысле размалеваны), а сколько пультов сменила, из-за съеденных кнопочек))), посуду с ними моем и лужи меряем…. Шкаф как доска почета — увешан рисунками))) Наверное у многих так же :x
Таких «ненормальных» — не так много, к сожалению ;-)
Вот я недавно еще одну нашла: не только мама, но и педагог — психолог. Всем рекомендую: http://annabykova.ru
Почти каждый человек творчески индивидуален! Но в детстве творческие задатки ребенка взрослые (педагоги, родители) могут «подавить», что может печально сказаться в будущей жизни! Очень полезная статья. Спасибо!
Irena Trubashevskaya, вот и я про то! Я даже слышала от одного психолога, что все рождаются гениями, а воспитание (родители+школа) уже делают посредственностями… :(
Рада, что статья Вам оказалась полезной! Заходите еще ;)
Часто читаю как родители хвастаются, что дети портят мебель, рвут и разрисовывают обои. У нас тоже дитя занимается тем, что хочет, но всё подряд не портит. Ведь ему хочется не рисовать именно на обоях, а рисовать вообще. Когда первый раз дочурка написала ручкой на обоях, я купила несколько кусков огромного ватмана и ручки и фломастеры. Доча творила на ватмане, было столько счастья, а обои везде целые. И после того как однажды она порвала небольшой кусочек тех же обоев, поставила перед ней кипу бумаг и сама начала рвать бумагу, она увлеклась. Эту идею я в книге какой-то подсмотрела, не помню в какой. И мне такой подход очень нравится. Конечно и у меня без «жертв» не обходится. Стараюсь, чтобы дом сохранил более или менее аккуратный вид.
Я вижу тут все сторонники такого метода,что детей нельзя ограничевать.связи чем возник такой вопрос .Вас когда родители воспитывали,тоже давали вам делать что вам хочется ? если ответ -нет,вы что ограниченные и какие то и не полноценные ?ну или как можно верить современным советам по воспитанию ,хз
Сергей, крайне мало кому повезло с родителями… И точно так же огромное количество людей, точнее, абсолютное большинство, имею проблемы, берущие начало в детстве. Не все эти проблемы признают, но у всех они есть. Много Вы встречали неограниченных и полноценных? Самоактуализирующихся личностей, по весьма оптимистической оценке Маслоу, всего 1 % :)
Лично за себя могу сказать, что много лет разбиралась с последствиями родительских ограничений, хотя по сравнению с многими другими, мои родители были демократичны. С другой стороны, имею перед глазами пример выросшего сына, воспитанного по этим «современным советам» — у него этих проблем нет :)