Заказать консультацию

Не ходите, дети, в школу!.. — вредная и полезная статья

Как заставить ребенка учиться? — пожалуй, один из самых обсуждаемых вопросов среди родителей школьников. Сравниться в ним по значимости может только больная тема о увлеченности детей компьютерными играми. Про игры мы уже говорили, теперь о школе. Скажу сразу — вы не найдете здесь рецептов того, как заставить ребенка учиться.

Как заставить учиться

Я предлагаю подумать над вопросом: «А надо ли?» Почему-то, мало кто всерьез себя спрашивает: «А зачем заставлять ребенка учиться?». Еще со тех времен, когда был в моде дедушка Ленин, завещавший нам «Учиться, учиться и учиться!», мы затвердили, что учиться всенепременно нужно, и «по умолчанию», перенесли это на школьное образование. Да, учиться нужно, не спорю, но, если точнее — нужно развиваться. И не только в детстве — развиваться человек должен всю жизнь, если он себя любит — на то мы и люди!

Но, если говорить о школе, то совсем не факт, что благодаря получаемым там знаниям наши дети развиваются. Как не факт и то, что успешная учеба в школе — залог успешного будущего. Вспомните сами школьные годы — не так уж давно это было. Что из полученных там знаний пригодилось вам в жизни? А что вы вообще помните из этих знаний, кроме нескольких правил русского языка и таблицы умножения? Так ведь и то — пишут грамотно не те, кто старался выучить правила, а те, кто много читал. Правила, в общей массе, из головы выветрились — даже у меня, сдававшей экзамен по теории русского языка ежегодно с 4-го класса на «отлично».

Еще раз повторю вопрос: Зачем мы воюем с нашими детьми, заставляя их учиться, причем не просто учиться, а на хорошие оценки? Ведь чего мы только не придумываем! Мы всячески поощряем пятерки и «кастрируем» их за двойки (это выражение моего сына о тяжелой жизни одноклассников). Мотивируем и наказываем, водим ребенка к психологам и обсуждаем вопрос на форумах…

Как говорится, «не мытьем — так катанием» мы пытаемся добиться от детей хороших оценок по предметам, которые им никогда не пригодятся. А получаем мы в результате этих усилий стресс у ребенка и у себя и холодную войну дома — ни то, ни другое не приносят никакой пользы ни нам, ни детям. И это только два ближайших пункта из длинного списка отрицательных последствий нашего «заставляния»…

Мои принципы в воспитании детей:

  1. Проверочный вопрос при любом воспитательном воздействии: «Как то, что я делаю и чего хочу от ребенка, отразится на его будущем?» То есть, что он будет делать с последствиями моего «воспитания», когда станет взрослым — они ему помогут жить или станут проблемой, на решение которой придется потратить полжизни? Этот подход принципиально отличается от того, который очень хочется иной раз применить  — добиться того, чтобы ребенок был «удобным» сейчас. Это проще, и получается само собой — ведь именно так почти всех нас и воспитывали.
  2. Ребенку нужно доверять. У него есть интуиция, инстинкт и свой путь развития, и он знает (чувствует) что ему полезно, а что — нет. Он по природе не дебил и не злыдень. Изначально ребенок рождается морально и психически здоровым и способным, а если в нем и проявляются со временем какие-то отклонения — то это уже наша заслуга. Опять-таки более распространено обратное убеждение, что дети глупы и испорчены — и их постоянно нужно «исправлять» и «наставлять на путь истинный» во всех сферах жизни. Стоит нам ослабить неусыпный контроль — и они сразу «скатятся в канаву», образно выражаясь. Сколько бед приносит такая позиция детям, и в детстве, и особенно, во взрослой жизни, сегодня говорить не будем — спросите у психологов. Или вот моя статья о нравственном воспитании детей.

Начнем со второго пункта. Признайтесь, кому нравилось учиться в школе? Есть такие? Ходить в школу ради общения некоторым нравилось, да — а именно учиться? Я помню, как у нас было принято стонать по поводу ненавистной учебы, и как мы сочиняли пародии на стихи и песни, выражая свое недовольство школой. А ведь я была отличницей, и учеба давалась мне легко.

Сейчас я наблюдаю, как мой сын с друзьями обнаруживают те же настроения — прямо так детство и вспоминается! Ни один ребенок не хочет учиться в школе. Так может, он прав, защищаясь от того, что ему не нужно и не полезно? Ведь сами по себе дети любознательны и у них есть инстинкт развития. Вон, мой младшенький сидит и учит слова по картинкам — не оттащишь, а никто ведь его не заставляет!

Теперь о «пользе хороших оценок». Вы, наверное, не раз слышали, что по данным социологических исследований троечники в жизни достигают большего, чем отличники. Если не слышали — спросите у Google. Такое ощущение, что те, кто хорошо учился в школе, растрачивают на это весь свой потенциал — и на долю взрослой жизни уже не остается. Но это шутка. На самом же деле, наша система образования построена так, что для того, чтобы хорошо учиться, нужно разучиться самостоятельно мыслить и выучить шаблоны. Почему она так устроена, судить не берусь — но это факт. Вы серьезно думаете, что школьная учеба развивает и дает знания, которые потом помогут ребенку обрести успех в жизни?

Мои школьные сочинения всегда висели на доске почета не потому, что там было что-то оригинальное, а наоборот. Я быстро догадалась, что мои мысли никому не интересны. Высказывать свое мнение я начала только в старших классах — уже из бунтарства, а до этого просто писала опусы, ловко составленные из расхожих штампов. И это — сочинения!

С тех пор ничего не изменилось. Сейчас моего сына никогда не зовут к доске и ругают за то, что он неправильно — не так, «как положено», решает задачи по математике. У ребенка выдающиеся способности к предмету, учительница это признает, но что делать с этой «неправильностью» она не знает — разве что на олимпиады его направлять… В третьем классе я пыталась его «заставить» учить таблицу умножения, но после того, как он мне доказал, что умножает и делит без нее с той же скоростью, что и я, отступилась. Так до сих пор и живет без таблицы умножения, что не мешает ему решать за урок контрольную в двух вариантах…

Очевидно, что человек, не способный (разучившийся в школе) самостоятельно мыслить вряд ли многого добьется в жизни. Нет, «винтиком системы» он может быть, но те времена, когда была «система с винтиками», уже канули в лету. Современная реальность требует креативности и самостоятельности. Опять же, если ребенок все силы отдает учебе, у него не остается времени на то, чтобы приобретать действительно важные навыки — общения, например. Или углублять самостоятельно знания в тех областях, которые ему действительно интересны и лягут в основу его будущей профессии. В результате, сами понимаете — успех ему не светит… Не слишком ли это дорогая цена за хорошие оценки в школе?

Кому они вообще, эти оценки, нужны?

  • Оценки нужны учителям для рейтинга (или как это называется?). Учительница сына моей сестры регулярно давит на нее, чтобы она озаботилась оценками сына, откровенно признаваясь, что она сама в этом заинтересована — не в успехах ребенка, а в своих баллах. Ничего не имею  против учителей и их премий. Они не виноваты, что система образования такова, но приносить в жертву этому своего ребенка как-то не хочется…
  • Еще оценки детей нужны нам самим. Нам хочется гордиться и хвастаться, что наш ребенок — отличник. Это настолько приятно, что будущее этого ребенка уже как-то не важно. Тем более, что мы твердо верим в штамп, выученный в школе, что будет хорошо учиться — его ждет блестящее будущее, а не будет — станет дворником. И мы, вроде как, за него «переживаем», видя двойки… Подумать, что этот штамп не соответствует реальности, мы себе труда не даем. На самом же деле, оценки — даже не показатель умственного уровня ребенка и его способностей. Оценивается только умение «вызубрить» что-то вовремя. Если уж мы хотим гордиться нашими детьми, то лучше обратить внимание на  другое — на развитие творческих способностей, смекалку, волю, умение добиваться целей. О наших детях больше говорит — и больше им дает, дополнительное образование, кружки, секции, увлечения и авторитет у сверстников, чем школьная учеба. Считать ребенка «тупым» на основании двоек по любому предмету, по меньшей мере, несправедливо, а заниженная нами его самооценка гораздо ощутимее скажется на его будущем, чем незнание каких-нибудь логарифмов.
  • Меньше всех хорошие оценки нужны самому ребенку. Даже уважения среди сверстников благодаря им не получишь, скорее наоборот — «ботаником» обзывать будут… Это не говоря уже о том, что в будущем они ему, скорее, навредят.

Что же делать со школой?

Вы спросите: Так и что теперь, пусть совсем в школу не ходит? А как же он в институт пойдет? — Ну, не так радикально — пусть ходит, но хорошо учиться там совсем не обязательно. Мы не силах изменить законодательство и систему образования, но свести к минимуму последствия взаимодействия наших детей с этой системой мы можем. Для этого просто не нужно требовать хороших оценок. Единственное, что требуется от ребенка — это вытягивать на троечки четверти и полугодия, чтобы не остаться на второй год или на осень. Ребенок сам понимает, что такое «счастье» ему не нужно. Представляете, сколько нервов мы сэкономим себе и детям, если перестанем «напрягаться» по поводу оценок?

Если говорить о ВУЗе, то что мы слышим на первой же паре любого предмета?  —«Забудьте все, чему вас учили в школе!» Да, для поступления в ВУЗ оценки по определенным предметам должны быть хорошими. Так это получится само собой! В средних классах становится понятно, к чему у ребенка есть способности и склонности. Вот пусть на эти предметы и делает упор — особенно в старших классах, поближе к ВУЗу. Зачем ему мучиться, пытаясь добиться чего-то в дисциплинах, к которым у него нет способностей и не лежит душа?

Сейчас мой сын в шестом классе. Как и все, я готовила его в первый класс, рассказывая сказки о том, как интересно в школе и как много нового он там узнает. Через месяц сын сказал, что ему не интересно, и он не хочет ходить в школу. И тут его ждал сюрприз! Мама объяснила, что все равно туда ходить придется — таковы законы общества, иначе его отправят в детдом и там все равно заставят учиться…

Этакая первичная социализация — уважай законы государства, в котором живешь, независимо от того, нравится тебе это или нет. Спорили мы долго — общество с такими законами ему тоже не понравилось… «Ну что же, вырастешь — становись президентом и меняй законы! А пока будь добр «отбыть» эти 11 лет любым способом, не создавая проблем ни себе, ни мне.»

И кстати, эти способы дети находят! Особенно в эпоху всеобщей «интернетизации». Вы знаете, что есть такой сайт, где выложены ответы на все задания? Те, кто списывает оттуда, получают пятерки, а кто делает задания сам — что получится. Вот такая ирония! Учителя об этом знают, но что поделаешь? — ответы-то верные…

Нечестно? — Да. Но в условиях, когда ты учишься «для галочки», а твое реальное развитие и интеллект никого не интересует, и знания эти тебе никогда не пригодятся, нет разницы: выучить — и забыть на следующий день, или списать. Согласны? Если не согласны, то все равно ребенок будет списывать — только вы об этом знать не будете. Если интересно, почитайте о том, как потерять доверие ребенка.

Каюсь, я не без греха — хоть и не ругала за двойки, но пыталась замотивировать на пятерки и напоминала про домашнее задание — безуспешно. Полгода назад мне это надоело и я сказала, что это — его личное дело, но если мне позвонит его классная из-за «хвостов» и будет просить принять меры — придется принимать меры. Высшая мера известна — отлучение от компьютера. И что получилось? — Классная ни разу не звонила, хотя раньше это случалось регулярно! А насколько легче нам с сыном стало жить, вы даже не представляете!

А как вы решаете больной вопрос с учебой ваших детей? Заставляете их учиться или нет? Вряд ли мне удалось переубедить сторонников хороших оценок, но надеюсь, что этот пост хотя бы поможет вам меньше расстраивать при виде оценок ваших детей — как раз скоро дневники выдают… Жду вашего мнения в комментариях — согласны вы со мной или нет? До встречи в новых статьях!

© Надежда Дьяченко

Надежда
Психологическая помощь в развитии личности и решении личностных и семейных проблем, поддержка в выходе из деструктивных отношений ► ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ◄
Главная » Воспитание детей » Не ходите, дети, в школу!.. — вредная и полезная статья
190 Не ходите, дети, в школу!.. — вредная и полезная статья
  1. Юлия | http://gozyulia.blogspot.ru/

    Замечательная статья, Надежда. Большое спасибо.
    Я была «почти отличницей», но с «плохим характером».
    Мама у меня была учительницей, со своими методами воспитания: нравоучения.
    И это вызвало у меня такую аллергию на этот метод, что я зареклась «наставлять» своих детей. Старалась воспитывать примером, хоть и не всегда это получалось.
    В результате: сын, который был способный, но не хотел учиться дальше. Он не учился в ВУЗе. Самостоятельный, живет отдельно, делает то, что ему нравится и поэтому получает удовольствие от жизни, имеет много друзей.
    И дочь, которая не очень хотела учиться, но хотела иметь хорошие оценки, не смогла выбрать любимое дело, но закончила ВУЗ и работает на работе, которая ей не нравится. Имеет много проблем из-за этого: частое плохое настроение, неудовлетворённость жизнью, болезни, связанные с недостатком жизненной энергии.
    И я, как мама, могу сделать выводы: человек не должен делать ничего просто потому, что так принято, так делают все, что он просто должен.
    Нужно ориентироваться на то, что ты любишь делать, на то, что приносит тебе удовольствие и радость в жизни и учиться совмещать это с возможностью зарабатывать деньги.
    И это я говорю не о себе, а о жизненных принципах, которые бы хотела чтобы дети впитывали с детства.

    Ответить
    • Надежда

      Спасибо, Юлия, что поделились своим опытом, тем более ценным, что Ваши дети уже выросли!
      Совершенно согласна с Вами, что «человек не должен делать ничего просто потому, что так принято, так делают все, что он просто должен.
      Нужно ориентироваться на то, что ты любишь делать, на то, что приносит тебе удовольствие и радость в жизни и учиться совмещать это с возможностью зарабатывать деньги». Прекрасно сказано! Правда, в школу он ходить все же «должен»…
      Я сама, кстати, не хотела после школы учиться дальше и доросла до поступления в ВУЗ только к 30 годам. Нисколько не жалею! — ни о том, что занималась «чем нравится», ни о позднем поступлении. Зато смогла уже более ответственно подойти к выбору факультета, а на этом факультете после школы просто делать нечего…

      Ответить
    • МамочкаЗайчика

      Огромное спасибо за статью! Мы так передавили со своими советами, что ребенок вообще перестал писать и делать домашку. И хоть что делай. В результате смогли переломить ситуацию только в игровой форме, другого языка дети не понимают. Стали заниматься по «Письма из сказки. Обучение с увлечением». САМ стал писать, стараться, ошибки исправлять и обсуждать с учителем правильность оценок)) Включился в процесс! Написала бы ссылку, но, наверно, нельзя. Наберите поиском, там 11 сказочных писем с уроками в школе игрушек!

      Ответить
  2. Анна | http://www.cookingscene.ru/

    Надежда, Вы большая молодец. Такую щепетильную и в тоже время актуальную, одну из самых важных, на мой взгляд, тему полностью раскрыли. Во всяком случае, я для себя почерпнула массу полезных советов и рецептов. Казалось бы, такой простой вопрос «Как то, что я делаю и чего хочу от ребенка, отразится на его будущем?» — но теперь я, вооружившись им, могу двигаться дальше в воспитании ребёнка. Спасибо Вам большое.

    Ответить
    • Надежда

      Анна, спасибо за такой лестный отзыв! Можно было и полнее раскрыть, если честно — но про остальное много написано и без меня.
      Рада, что статья оказалась Вам полезной! :shock:
      А я-то ждала, что помидорами закидают…

      Ответить
    • Станислав | http://www.najdisebja.com/

      Вот именно,Анна. Вы же собираетесь воспитывать ребенка для «его будущего», а большинство подходят с точки зрения «своего будущего».

      Разница — «пустяк».Но этот «пустячок» может подавить ребенка в самом начале жизни.
      Раз нас «проштамповали» не стоит «отштамповывать» собственных детей.Все любят повторять: «Дети -цветы Жизни».Но, за цветами ухаживают, поливают…
      Да, а вы в конкурсе участвуете? Считается, что дети рожденные (особенно, выросшие) в Любви особо одаренные.

      Ответить
  3. Настя Солнечная | http://nastya-solne4naja.blogspot.ru/

    Хороший пост) Я никогда не заставляла сына учиться, потому что сама в школу ходила, в первую очередь, за общением))) Результат: сын заканчивает 9-й класс на 4 и 5 (при этом мы с мужем давно решили, что оценки сами по себе нас мало интересуют — Миша об этом знает), за время учебы можно по пальцам вспомнить те моменты, когда сын обращался за помощью по урокам и мы вместе с чем-то разбирались. Домашку последний раз проверяли в классе 5-м))) Он всегда нам говорит: «Мам, пап, если мне что-то будет непонятно, я обязательно у вас спрошу»))) Посмотрим, как будут учиться младшие;-)
    Надежда, мы с вами, возможно, соседи? ;-)

    Ответить
    • Надежда

      Здорово! Приятно слышать подтверждение от единомышленников ;) Мой тоже не одни тройки получает :)
      Везет мне в последнее время на землячек среди коллег! :shock:
      Спишемся в личке?

      Ответить
  4. Екатерина Ярусова | http://i-am-mother.ru

    Мне школа давалась довольно легко. По крайней мере класса до 10. Было почти отличницей. Соглашусь с тем, что отлично или хорошо учиться могут многие, особенно дисциплинированные дети, какой я и была.
    Если заслужил образ хорошиста-отличника среди учителей, то потом он на тебя будет работать. Если получил ярлык оболтуса, то так и будут долго относиться, придираться по мелочам.
    Свою дочку не буду нацеливать на отличные оценки, буду стараться развивать её всесторонне.
    Но просто так сказать — не нужны тебе хорошие оценки, нельзя. Пусть будут тройки по русскому, но если ребёнок получает пятерки по физике и участвует успешно в олимпиадах, то здорово. А вот если совсем нет успехов и стремлений — вот проблема.
    Но всё же, среди отличников и почти отличников много действительно сообразительных, умных, талантливых детей.
    Вот бы ещё статистику найти, какой процент хорошистов и троечников становится успешным в жизни.

    Ответить
    • Надежда

      Да, Вы правы, репутация в школе много значит. Я в последних классах (когда начала разгильдяйничать) только на ней и выезжала :)
      Екатерина, зачем так говорить ребенку: «не нужны»? Я к тому писала, что РУГАТЬ за двойки-тройки не нужно! А какие оценки ему нужны — пусть сам думает…
      И даже если «нет успехов и стремлений», не стоит делать из этого проблему и думать, что ребенок бездарь. Может, он великий футболист в будущем или стилист, скажем? Совсем апатичным ребенок становится только от нашего прессинга неуемного — если у него все в порядке в душе, то все равно что-то его интересует, пусть и не из школьных предметов.
      Кончено, много из отличников и хорошистов умных-талантливых, но где они потом? В жизни-то другое оказывается востребованным…
      Статистика есть, и она не в пользу отличников… — поищите.
      Когда мой старший был маленьким, я зачитывалась Никитиными — они вообще учат вундеркиндов растить. И тут мама мне говорит: «Ну, заканчивали их дети школу в 12 лет и институт в 14 (цифры приблизительные) — и что? Где они теперь? Что-то никто о них не слышал, чтобы они добились грандиозных успехов во взрослой жизни…» Вот тогда я и задумалась ;-)

      Ответить
      • Наталия Хоробрых | http://horobryh.com

        Надежда, кстати, мой папа и пытался из меня вырастить вундеркинда по Никитиным, а когда я решила учиться так, чтоб оканчивать «год за два», то он же и сказал: «Ну а смысл, что ты окончишь школу в 15 лет, а куда потом?» Это было в тот год, когда один из «ребенков Никитиных» попал в дурку от перенапряжения, и об этом написали (гласность же была))).
        Так что от меня отстали, хотя что такое поступать в институт без паспорта — я помню до сих пор. И как на тебя, малявку, все смотрят снисходительно…
        Зачем искусственно торопить? Надо углублять то, что дано природой, расширять кругозор, но не «грузить», лишая детства…

        Ответить
        • Надежда

          Наталия, совершенно с Вами согласна!

          Ответить
  5. Елена

    Здравствуйте, Надежда.
    Мы в школу пойдем через год, а учимся уже сейчас в детском саду.
    Я свою дочь не заставляю, а даю ей выбрать. Если она будет читать то будет так: она будет получать медальки за хорошее чтение, будет смотреть мультики и получать от папы вкусняшки. А если она выберет второй путь и не будет читать, соответственно полное отсутствие всего выше перечисленного и еще воспитатель будет её «прорабатывать» на занятия и …
    Она может предложить свой путь развития событий и выход из ситуации, но обычно она уходит думать в свою комнату, потом возвращается и читает.
    Как то так.))))
    Всем желаю педагогических успехов!

    Ответить
    • Надежда

      Здравствуйте, Елена!
      Конечно, Вы имеете право воспитывать ребенка, как считаете нужным… Но раз уж у меня написали, то не могу не прокомментировать.
      По-вашему, это «давать выбирать»?! Жесткое давление «кнута и пряника»…
      Лично я категорически против того, чтобы ребенок «зарабатывал» поощрения. Любовь и забота должна быть бескорыстной. А то — какая-то «проституция» получается… — «Не угодишь — будешь в углу сидеть без конфет. Твои интересы и удовольствия меня не интересуют просто так» Манипуляция отношениями, когда человек от тебя полностью зависит — некрасива… Имхо.
      Но тут речь не только об этом. Какое послание Вы передаете ребенку подобной постановкой вопроса? — Что его занятия нужны ВАМ (раз Вы за них платите). Ему же самому они не интересны, а нужны только конфетки и мультики. Тяги к знаниям , как таковым, это не формирует, согласитесь… Некоторые, например,платят детям постарше за пятерки деньги и штрафуют за двойки… :)Педагоги и психологи предостерегают родителей от использования таких методов.
      Советую Вам заглянуть на сайт Анны Быковой — они психолог и педагог. Возможно, найдете там что-то для себя. http://annabykova.ru/

      Ответить
      • Елена

        Надежда, возможно вы правы. Я подумаю над Вашими словами.
        Н

        Ответить
      • Наталия Хоробрых | http://horobryh.com

        Полностью согласна с Надеждой. Учеба должна быть сама по себе, а конфеты отдельно.
        За рекомендацию сайта Быковой спасибо. Посмотрю.
        Хотя мой ребенок уже научился всех этих психологов дурить по тестам так, что даже мне смешно от примитивизма их подхода.
        Обычно ведь люди идут в психологи, чтоб порешать свои проблемы (по статистике в нашей стране)

        Ответить
        • Надежда

          Наталия, Анна Быкова — особенная! Думаю, Вам она понравится ;)

          Ответить
  6. Света | http://svealevg.blogspot.ru/

    У меня ребенок заканчивает 2 класс. Ему 9 лет. Ситуация такая же у вашего сына — учится не хочет, но как сам говорит — придётся. Ничего дополнительно читать не хочет. Уроки готовит строго что задали, ничего дополнительного не хочет. Мечтает вернуться в садик. Однако учитель говорит что знания есть, на конрольных 4 и 5. Отвечает всегда то что хочет услышать учитель. Я думаю что пока он выезжает за счет дошкольных знаний, в садике хорошо готовили. Но уже к 1 сентября 1 класса не хотел идти в школу. Домашку он готовит сам, я на работе, вечером только английский помогаю ему.
    Я боюсь что его не напрягать учиться, то он ленью обрастет.

    Ответить
    • Надежда

      Да, читать у ребенка 21 века не принято — и боюсь, что это неисправимо…
      Но что-то же в жизни Вашего сына интересует? Чем-то он увлекается?

      Ответить
    • Наталия Хоробрых | http://horobryh.com

      Думаю, если ребенок не любит читать, то это проблема родителей.
      Мой последние пару лет не любит читать «бумажные книжки», но когда ему то же самое перекидываешь в электронную — читает всегда с удовольствием. Просто ему нравится ДРУГАЯ ФОРМА, а суть процесса от этого не меняется.

      Ответить
      • Надежда

        Наталия, мой вообще книги слушает в мр 3 :)

        Ответить
  7. Екатерина Ярусова | http://i-am-mother.ru

    Вот с другой стороны, я училась в школе, т.к. особо больше делать было нечего. Компьютерных игр и интернета не было, по телевизору круглые сутки детских передач не показывали. Читала книжки взахлеб. Т.к. не особо общительная, то на улице тоже не зависала. А сейчас море соблазнов, которые отвлекают от решения скучных примеров и задач! И путей самовыражения гораздо больше у наших детей появилось.
    Жаль,что меня родители особо ни в какие секции не водили. Да их и мало стола в середине 90-х годов.Родители думали, что я сама найду занятия по интересам. Ну не в 9 же лет ребенок будет искать в городе занятия по душе?
    Был период, когда я посещала 3 кружка, дополнительные факультативы по физике, успевала делать д.з., готовиться к районным олимпиадам, ездить на разные конференции и получать отличные оценки. И мне это нравилось!
    Конечно, в жизни, как оказалось, многое решают блат и связи, наглость и умение преподнести себя,т.е. навыки саморекламы. Вот этому ни родители, ни школа меня не научили.

    Ответить
    • Надежда

      Как мы с Вами похожи! :) Я тоже читала запоем…
      И в 9 лет бывает, что просится ребенок в секцию или кружок… Мой в 7 лет решил, что хочет научиться петь и пошел в музыкальную школу, хотя я предупреждала, что там тяжело… Мы оба знаем, что музыкантом он не будет точно, хотя способности к музыке есть. До сих пор не бросил. И только потому, что я сразу сказала — запомни, что ты САМ это выбрал. Теперь он говорит: «Не брошу, потому что как-то некрасиво — начал и не закончил.»
      Да, не учат в школе многому… Зато этому учат сетевые игры, фильмы и общение с друзьями (см мою статью «О пользе компьютерных игр для подростка»)

      Ответить
    • Наталия Хоробрых | http://horobryh.com

      Ну что значит не было кружков. Я всегда минимум в 5-7 кружков ходила, и каждый год от 2-3 отказывалась, заменяя из 2-3 новыми.
      Другое дело, что вы их не искали.
      Но даже сейчас из 6 кружков, на которые ходит мой ребенок — 4 полностью бесплатные, на одном сдаем только на расходные материалы, один платный. Так что ВСЕ МОЖНО организовать.

      Ответить
  8. Оксана

    Отлично. Вы о конкурсе аттестатов что-то слышали? это когда при поступлении в ВУЗ оценивается СРЕДНИЙ балл аттестата.

    Слышали что-то о том, что если запустить математику, то догнать это будет ой как не просто. И что если ваш ребенок в 10-м классе вдруг решит поступать на математический факультет — то ему придется учить математику потом с НУЛЯ. И что ребенок ну просто не в состоянии в возрасте 8-9 лет определить сам свои способности — не??? школа для того и есть чтобы развить навыки и умения во всех предметах, чтобы потом дети могли выбирать — хоть в физику идти, хоть в лирику. Запустив учебу в начале, вы просто погубите этот выбор в дальнейшем, и дальнейшую профессиональную переориентацию тоже. Я каждые 5 лет меняю профессию. Ну так получилось. И мне это нравится. Смогла бы я в 35 стать журналистом из главбухов, если бы не учила литературу и язык в школе? нет… я б так и писала на уровне быдламассы.
    Могла бы я стать тестером в Америке в 40 если бы я тупо забила на английский язык и математику в школе???

    Вы похоже даже не представляете себе что вы лишаете и огрничиваете в данный момент дальнейшую жизнь своего ребенка. Не нравится учеба в школе? найдите школу где ребенку будет интересно! Плохой учитель? найдите интересного для ребенка репетитора.

    Ну и с точки зрения человека живущего в Америке — хочешь достойно жить — учись. В Универсисеты поступает аттестат. И не просто средний балл за последний год, а аттестаты-табеля за последние 3 года — там должна быть стабильная учеба и стало быть стабильная работа ребенка. Ну не хотят они финансировать лентяев. Ну не хотят они иметь докторов, которые решат что надо просто выучить таблетки, но не физиологию с анатомией.

    А если вы так убеждены в написанном вами, то зачем вы ребенка-то в школу водите? что — с ним дома сидеть некому? купите ему учебник математики и не тратье и свои, и его, и учителей нервы — пусть учится дома. Сделайте более полезный шаг, чем написание этой статьи. (Кстати, ваш ребенок своим отсутсвием поможет другим детям учиться — тем, кто это хочет. Так глядишь и учителя станут учить лучше-качественее, если все оболтусы останутся дома, а на урок придет только 5 детей, но те кто хочет что-то узнать)

    Ответить
    • Надежда

      Оксана, спасибо за Ваше мнение!
      Больше всего меня интересует, есть ли у Вас дети? Судя по тому, как Вы рассуждаете — нет.
      Да, что журналист из Вас получился — это заметно, особенно по тому, как вы легко переходите на личности и давите на эмоции… :) Вот и я, глядишь, перешла :evil:
      Но, если вычесть эмоции, то Ваши аргументы не основательны.
      По порядку:
      Да, слышала о конкурсе аттестатов. Средний балл аттестата имеет значение только при конкуренции среди тех, у кого при поступлении нижний балл. И что? — ну, не поступит? Может, и не надо — с нижним-то баллом?
      С какого перепугу ребенок, который полный дуб в математике, вдруг соберется на матфак в 10 классе? И что он там забыл, простите?
      Не в 8-9, а в средней школе — это 5-6 класс и выше, со способностями все понятно. И кстати, тогда же во многих школах уже происходит специализация.
      Не надо говорить о развитии способностей по всем предметам посредством школы. Если что и развивается — то не в школе точно, а дополнительно. Литературу учат все — и что, все у нас журналисты или высоким слогом выражаются? Английский реально может дать разве «английская» школа — в обычной выучит хорошо если счет и «пен» + «эпл».
      Вы и сами давно были в школе, похоже… Можно отдать должное вашим разносторонним способностям, — но не школа в вас их развила. Культурный уровень и грамотная речь передается исключительно от родителей. Почти невозможно посредством образования «из грязи к князи» попасть. «Деревню из девочки не выведешь» — будет все равно просвечивать
      Кстати, уверенный в себе и не потерявший интереса к жизни человек (это не тот, которого кастрировали родители за оценки еще к детстве!) обычно дружит с головой. А тот, кто с ней дружит, обладая характером, способен выучить «с нуля» что угодно в рекордные сроки. Возможно, это как раз Ваш случай.
      Могу и про себя сказать. Мои родители вообще, похоже, не знали — как я учусь, и учусь ли вообще. У них без меня забот хватало. С 6-го класса я начала прогуливать, а закончила в вечерней школе — там нужно было 1 раз в неделю ходить. Времени жалко было. Я предпочитала читать Шопенгауэра и Камю и общаться,чем зубрить 20 раз одно и то же и никому не нужное. После школы никуда не поступила именно потому, что способности были всесторонние — определиться не могла. К тому же, я считала, что в ВУЗе мне будут такой же ерундой голову забивать, что и в школе, — а я свою голову не для этого ношу :)
      Сменила не одну работу, учась «на ходу» совершенно новым вещам — и везде получалось, представляете?
      Поступать надумала только в 30 лет — выучила за 2 недели курс обществознания, которого в школе в наши времена вообще не было — в таком формате. Английский пришлось учить «с нуля», чтобы сдавать его на первых курсах. Так и не выучила, кстати, хоть и «5» за экзамен.
      Сейчас вообще новым для себя делом занимаюсь — и тоже получается. :smile:
      Я чего-то лишаю и ограничиваю ребенка, не прессуя его по поводу учебы и понимая его реальные нужды и интересы? Вы уверены? У нас, похоже, разные представления о лишениях…
      Вы сами видели хоть одного ребенка, которому нравится школа, и он хочет туда ходить? А если честно? 5 человек, возможно, вы наберете — из всей школы, но не из класса.
      И совсем не факт, что эти дети потом чего-то в жизни добьются. Я училась в ВУЗе вместе с золотым медалистом… — печальное и неизлечимое зрелище :cry:
      Не знаю, как у вас в Америке, а у нас — как-то так… Кто из тех, кто учился, достойно живет? Видели нянечек и продавцов с высшим образованием? Я — видела! — И зачем им было учиться? Нет, можно и с образованием чего-то достичь, но скорее вопреки, чем благодаря и за счет других качеств — например, целеустремленности и характера, как у вас.
      И отправляю я в школу ребенка, тоже потому, что мы в России.;)
      Все это я к тому, что да — я убеждена в том, что я говорю! И более того — считаю это очень полезным и важным делом. Для тех, у кого есть дети и кто хочет им настоящего счастья и успеха.
      Боюсь, что вы не вполне правильно поняли, что я хотела сказать в статье. Или не прочитали целиком? ;)
      P.S. А мой оболтус, кстати,побеждает в олимпиадах по математике и никому хлопот не доставляет — в отличие от многих, «застроенных» родителями (хотящими чадам «блага»), сверстников.
      Совет: пообщайтесь с реальными детьми, а потом …
      С уважением и всех благ!

      Ответить
    • Анна | http://mamalama.by/

      Оксана, ради поступления в медицинский ВУЗ я с нуля выучила физику так, что смогла сдать экзамен на отлично, решить задачу повышенной сложности.
      Все тоже касается и других моих успехов в «школе» — вопреки учителям, все достижения только путем самостоятельного освоения предметов.
      Показательно, что однажды не могла решить задачу по геометрии и попросила помочь старшего брата, который решил её альтернативным способом. Учительница поставила 2. Но когда разобралась, то извинилась, оказалось, что она сама не знала, что задачу можно решить и таким способом :)
      А ещё общепризнанная отличница у меня списывала решения по химии — ей 5, а мне 4 :))) И только когда химица узнала, что я готовлюсь поступать в мед, тогда и стала ставить оценки заслуженно.

      Все это приводит меня к размышлениям на тему домашнего образования — зачем трать время и психическую энергию на бесполезное?..

      Ответить
      • Надежда

        Анна, домашнее образование — сильно! Но не каждый решится, и довольно трудно это…
        И есть один минус — как тогда социализация? Т. е. общение со сверстниками, в коллективе…? Не будет ли у ребенка потом проблем с общением на работе, еще где-то? Ведь то, что закладывается в детстве в этом смысле — трудно будет восполнить… Скажет ли потом «спасибо» за то, что вырос «белой вороной»?

        Ответить
        • Анна | http://mamalama.by

          Надежда, с специализацией мы и сейчас справляемся успешно. Сын последние пол года был в саду несколько раз. Я социально активна и дети всегда при мне, поэтому вопрос общения со сверстниками, детьми постарше всегда успешно решается. Более того, сама часто являюсь организатором различных мероприятий для родителей и детей.

          А какова социализация в школе? Лично у нас класс был не дружный и отношения в коллективе формальны. Общалась я во дворе, а потом с товарищами по аэроклубу и театральной студии. Опять, в моем личном опыте, школа ни при чем. А только пустая формальная трата времени :)

          Ответить
          • Надежда

            Анна, если есть другие дети, с которыми ребенок общается — это совсем другое дело!
            Я с классом тоже не общалась… Но опыт «формальных отношений» — тоже ведь нужен? Во взрослой жизни их не мало!

            Ответить
            • Анна | http://mamalama.by/

              Надежда, Обычно взрослые люди испытывают трудности с глубокими отношениями, а по поводу формальных к психотерапевту не обращаются)) Значит не существенно.

              Ответить
              • Надежда

                Анна, это Вы верно подметили! Таких людей почти нет — с проблемами в формальных. Но представьте на минуту — что НЕТ у человека опыта формальных отношений и он вышел в социум. Он будет он «глубоко» относиться к начальнику, сослуживцу, продавцу — воспринимать все лично…
                Нехорошие люди его будут «разводить», пользуясь этим, остальные просто сочтут неадекватным — и тогда ему тоже придется пойти к психотерапевту. Поверьте, я эту проблему на себе очень знаю — в виду особенностей семьи родителей… Пришлось формальности учиться сознательно — и это было очень трудно! Нет не жалею — сейчас. :) Но в юности были большие проблемы и большие комплексы…

                Ответить
                • Анна | http://mamalama.by/

                  Надежда, формальных и так много — ведущие кружков, дети в песочнице (не все ведь друзья), формальные отношения родителей с некоторыми взрослыми и т.д. Дети со мной бывают, когда я какие-то вопросы по работе решаю или другие дела — учатся на живом примере.
                  Ради суррогатного общения на переменке, где все просто сбрасывают стресс от обездвиженности на уроке, отдавать ребенка в школу? Для меня не аргумент :roll:

                  Ответить
                  • Надежда

                    Анна, да, возможно это выход — кружки и приобщение к своей работе.
                    Здорово, что Вы настолько независимы! Напишите о домашнем обучении — возможно кто-то утвердится на этом пути благодаря Вам?

                    Ответить
                    • Анна | http://mamalama.by/

                      Надежда, может быть… Мне на день рождения подарили консультацию у астролога. При чем даритель, кандидат медицинских наук, и сама периодически с астрологом советуется. Только этот факт, ввергающий меня в когнитивный диссонанс, заставил таки сходить к астрологу и прислушаться.
                      В общем, мне судьба помогать людям трансформироваться и нести новое)))

                      Ответить
                    • Надежда

                      Анна, и вправду когнитивный диссонанс :)))
                      Думаю, и без астрология можно сказать, что это — «судьба» любой самостоятельной Личности, даже невольно… А если еще и сознательно — то это уже служение, миссия. Выбор только в этом ;)

                      Ответить
        • Наталия Хоробрых | http://horobryh.com

          Надежда, вот как все вцепились в эту пресловутую «социализацию».
          А скольких детей покалечилили нравственно их же одноклассники, вы задумывались?
          Вы вот даже сочинения не писали так как хотелось, чтоб дурой в глазах других не выглядеть, обрезая рамки своего развития…

          Ответить
          • Надежда

            Наталия, я неисправимая оптимистка :) Считаю, что если ребенок дома сформировался — то его никто уже в школе не «покалечит». В этом смысле гораздо вреднее дет. сад — когда ребенок еще маленький слишком.
            Сочинения я писала исключительно для учителей — ради оценок. Одноклассники были не при чем. Первые 3,5 года я училась в глухой деревне — городская девочка из интеллигенции :))) Меня там одноклассники «за свою» вообще не признавали — это было непреодолимо.
            Хорошо, что у нас семья большая — и мы общались друг с другом. Развивалась я дома — читая книжки научные со второго класса. Но зачем это было учительнице старой советской школы? :)))

            Ответить
      • Oksana

        Анна, Я вас правильно поняла, что вы не учили физику в школе, в просто отбывали эти уроки, в потом взяли и выучили ее с нуля, потратив на это время и свои усилия несомненно?

        Ну я не думаю, что этим стоит гордиться — вы бездарно потратилт всое время в одном их двух случаев, ибо если б вы не отбывали время в школе, а учились ТОГДА, вам бы не пришлось тратить на это свое время еще раз.

        А почем только к размышлениям? делайте! без делания никогда не увидите результат, а так и останетесь только размышлять о чем-то.

        И еще раз — иногда это проблема школы и иногда проблема ребенка, и часто обоих — просто найдите такую школу в которой этому ребенку было бы интересно.

        Ответить
        • Анна | http://mamalama.by

          Oksana, у нас была ситуация с физикой, когда учитель заслоняет собой предмет — никто физику не любил. Зубрилки вызубривали, да, но такой способ «обучения» для меня не является процессом познания.
          Вы так эмоционально пишите, мол, бездарно потрачено время. Из всего можно извлечь урок. Хотя бы освободиться от стереотипа о необходимости школы. Опыт показывает мне, что эффективней может быть и баз школы. Старшему ребенку почти 5, школьный возраст для него начнется с 7 лет, пока присматриваюсь к ситуации с образованием и собираю информацию. И действовать буду, как обычно, без оглядки на социальные стереотипы.

          Ответить
      • Светлана

        В своё время 1990 г. — нам разрешили свободную форму. Для нас, да еще и в таком возрасте (15 лет) — это было «снятие всех ограничений». И я в 10 -11 классе забила не только на внешний вид но и на учебу. И из-за моего «вульгарного» вида училка по алгебре и геометрии выгоняла меня с уроков и ставила в журнал «2». А я любила и понимала эти предметы. В 11 классе в мае на балконе за несколько дней выучила все теоремы с доказательствами к ним и сдала экзамен на «5».
        И сейчас я понимаю, что если ребенок захочет и поймет, что ему это нужно — он выучит за минимально короткие сроки и сам. если желания нет, то вряд ли помогут репетиторы и пр…

        Ответить
    • Людмила

      @Оксана, я, мать двоих взрослых детей и учитель, совершенно согласна с вами.Когда росла моя дочь, то данная проблема не стояла вовсе:ребенок с малых лет, не взирая ни на болезни, ни на злобные выпады в её адрес «классной», просто брал себя за шиворот и тащил в школу.Ну, вот родилась она такой и всё тут. Окончила ненавистную школу с медалью, стала вполне обеспеченным человеком, который может позволить себе большую степень свободы.Тогда я наивно думала, что всё это — результат правильного воспитания. Однако, родился сын, и тут пришлось хлебнуть унижений от педагогов через край.Да, он умнее, талантливее сестры, но учится так, чтобы только из школы не выгнали.А я не могу справиться с важнейшей, на мой взгляд, задачей: довести до сознания сына, что учиться-таки ПРИДЕТСЯ всякому, кто намерен жить в обществе и пользоваться его благами . Кто научит моего мальчишку? Неужели жизнь? Её уроки бывают очень жестокими.

      Ответить
  9. Галина Гармай

    Надежда! Я полностью с Вами согласна! Да, в школу ходить надо. Но терзать детей по поводу оценок — нет смысла. С ребенком нужно общаться, объяснять, что в школу ходят все, без этого — никак, но ходить туда необходимо, и за знаниями. Но требовать бессонных ночей с зубрежкой ради оценки? Это ушло в прошлое. И к лучшему. К великому сожалению, школа и система образования теряют свой и вес, и авторитет. У меня дети уже выросли, студенты! Сын учится в Харькове, в автодорожном — 3 курс. В школе от классного руководителя — одни жалобы. Не так готовился к урокам истории — не зубрил — отвращение к предмету — на всю жизнь благодаря классному руководителю. А 6 человек после 9 класса из -за нее ушли просто в другую школу) это нормально? Сдал тестирование истории на 176 баллов из 200. Поступил туда, куда хотел. Да, на контракт, но уже не только учиться, но и работает с увлечением, добился свободное посещение лекций, потому что техническая база вуза ох как отстала от автомобилей на наших дорогах. А ему же неймется! . А оценки — можно было бы желать лучшего! зато все сборы одноклассников — у нас! душа компании, хороший сын и брат. Школа — не показатель вовсе.
    А теперь отвечаю на комментарий выше (Оксана) — по поводу среднего балла, и его супер-пупер-важности…в жизни особенно…Оксана — одаренный человек, похоже…И ей все в школе давалось легко! Это здорово! Приведу наш, семейный пример.
    Наша дочь в прошлом году поступила в Киевский национальный лингвистический университет на факультет переводчиков — закончили дети спец школу — англ. язык. При наборе 250 абитуриентов, по среднему баллу, мы были 2825 из более 8000 абитуриентов! запоминайте. Без репетиторов! Ни по одному предмету не было репетиторов! Не потому что все знала, а потому что не видели в этом смысла. Училась хорошо, но последний год делали упор на 4 предмета.Все!
    А при рейтинге по результатам тестирования (ВНО-Украина,ЕГЭ-Россия) мы были уже 133! ну и как? Если нам нужен был язык, мы его учили.
    Оксана , похоже предлагает, изучать 29 предметов в школьной программе наизусть?! да это бред! Сегодня на наших детях кто-то защищает диссертации и развивает полиграфический бизнес себе в карман! Неужели непонятно?! Предметов, учебников и тетрадей-пособий развелось — ужас да и только.
    И еще. То, чему учили РАНЬШЕ, и сейчас — большая разница.
    Надежда! Вы написали замечательную честную статью! С вами солидарно большинство родителей. Детей нужно учить Мечтать, и ставить цели! Вот что самое главное! Зашоренные отличники учатся в провинциальных вузах, и становятся рабами своего вынужденного диплома, потому что родители затюкали их уроками, и боятся отпускать от своей юбки. Дети не научились смотреть дальше и выше! Вот что страшно! Главное — научить ребенка мыслить масштабно, и видеть в этой жизни возможности! Надежда, с глубоким уважением, спасибо еще раз!

    Ответить
    • Надежда

      Галина, спасибо за поддержку! :grin:
      Вижу, что пока родители, у которых дети выросли, со мной согласны. Таки- на верном мы пути ;-)
      А Оксана, при всей одаренности, подозреваю, просто не имеет детей — школьников…
      Успехов Вам и Вашим чадам!

      Ответить
  10. Настя Солнечная | http://nastya-solne4naja.blogspot.ru/

    Кстати, нам вот очень повезло с классным руководителем! Несмотря на то, что она математик, она очень близка с детьми! И она же первая нам и говорит, чтобы мы не напирали на детей из-за оценок.
    Если честно, мне не нравится, когда хают сегодняшнюю школу!(((( Многое решает человеческий фактор! Говоря про полиграфический бизнес: я, к примеру, была в восторге от того, что многие учебники разделили на части, и у ребенка портфель был не такой «весомый», как у меня когда-то, когда я мечтала о том, чтобы учебники были вот так разделены!! (да-да, я именно так и думала: почему я должна таскать в школу в начале года то, что мы будем проходить в конце?;-)))) Многие рабочие тетради — просто находки! Я оставила большинство для младших (особенно после начальной школы старшего): они там рисуют, играют «в уроки» — много интересного и полезного там находим, хотя специально с детьми я не занимаюсь.
    И ещё….мне видится, что многое зависит от нас, взрослых: и отношения к учителям, к знаниям вообще, к школе в целом — если ребенок слышит неуважительные отзывы родителей о школе, то вы его никогда туда не вернете! У меня в родительской семье было очень уважительное отношение к учителям (тем более, мы с мамой обе пединститут закончили), поэтому и у меня формировалось такое отношение. Не все учителя были на 5, но большинство я помню всё ещё, и уроки их прекрасно помню, испытывая огромное чувство благодарности. Вероятнее всего, это же отношение передастся и моим детям. Правда, сейчас зачастую учителя позволяют себе много несправедливости. Вот в этих случаях мы всегда на стороне ребенка — безоговорочно! У нас в классе в этом году даже конфликт был с учителем — и классная руководительница, и многие другие учителя встали на сторону детей!
    Надя, все-таки чудесный пост — не оставляет равнодушным никого;-)

    Ответить
    • Надежда

      Настя, а мы с Вами, случайно, не в одной школе учимся? У нас тоже математичка чудесная! :)
      Согласна с Вами — очень много значит человеческий фактор. Сама многих учителей помню. И как они мне навстречу пошли, когда я вздумала экстерном учиться — дома учила и зачеты сдавала. Это в те-то времена, когда не было таких «вольностей»! И трудные учителя тоже были… Люди — всегда люди! Моему сыну так повезло с первой учительницей, например — просто чудо! Жаль, что она недолго их учила :cry: (в декрет ушла).
      Не вижу особого отличия школы сейчас от «раньше». Что-то жестче (контроль), что-то — наоборот, лучше для детей и интереснее.
      А вот то, что сама система образования несовершенна — это да! Но тут причины глобальные и очень давние…
      Насчет «отношение передается»… Возможно:) У меня просто сын со своей точкой зрения почти с пеленок — иной раз они у нас противоположные, особенно в отношении к кому-то или чему-то. Что передалось — это какие-то глобальные вещи.
      Спасибо! Да, именно неравнодушие — показатель :shock:

      Ответить
      • Настя Солнечная | http://nastya-solne4naja.blogspot.ru/

        Мы в 88 лицее)) Мечтаю, чтобы и младшие туда попали!

        Ответить
        • Надежда

          Не, мы в 76-й школе…

          Ответить
  11. Ирина (Просто Мама) | http://www.prostomama.com

    Надежда, подпишусь под какждым словом. Моей дочке 4 года. Я уже давно решила для себя, что оценки — это самое последнее на что я буду обращать внимание. Честно говоря рассматриваю вопрос о домашнем обучении, но окончательно пока на это не решилась.
    Сама в школе и институте была отличницей. Серебрянная медаль и красный диплом. Но мне действительно нравились некоторые предметы: математика, геометрия, география, биология. Остальные — просто тянула как могла :). Одно было здорово — меня никто никогда не заставлял и не контролировал — иначе все было бы по другому.

    Еще читала запоем, не могла остановиться.

    Ответить
    • Надежда

      Спасибо, Ирина!
      Вот именно, ключевые слова «не заставлял и не контролировал»…
      Домашнее обучение — вариант. Но на него решиться трудно, Вы правы. На мой взгляд, тут страдает момент социализации, общения со сверстниками…
      Есть, в общем, и ++ и — :)

      Ответить
  12. Елена

    Здравствуйте, Надежда! Ваша статья как раз о том, о чем в последнее время я постоянно задумываюсь. Моя дочь только что закончила четвертый класс и в этом году у нас периодически просто война шла из-за учебы. Несколько раз пробовала дать ей самостоятельность, не проверять уроки, портфель по утрам. К сожалению, через две-три недели ребенок скатывался благополучно до троек и даже двоек по многим предметам, кроме физкультуры. В том числе, и по тем предметам, к которым ее способности выше среднего. Поэтому контроль я ослабила, но не полностью, думаю, полное его отсутствие еще рановато. Может быть это и стереотипы, но спокойно смотреть, как твой, довольно способный ребенок, из-за невнимательности, некоторой ленивости и небрежности, скатывается на три-два довольно неприятно. И, самое главное, не знаешь, сколько это будет продолжаться, как скоро ей надоест ничего не делать и не хотеть. Я думаю, что учеба это труд, и приучать ребенка к труду все же необходимо. Когда я училась, мне настолько легко все давалось, что о зубрежке не шло даже речи. И насколько трудно мне пришлось потом, в медицинском институте, с огромным валом информации, не имея и близко навыков запоминания и привычки учиться. Поэтому, все же, придерживаюсь «золотой середины»- не давить слишком сильно, но и не отпускать все на самотек.

    Ответить
    • Надежда

      Елена, да не просто дать ребенку самостоятельность… И То, что у Вас случилось — в порядке вещей. Если отпустить вожжи — ребенок сначала «расслабится» на какое-то время. Он же совершенно не привык себя сам контролировать! Тут нужна вера в него и даже смелость некоторая…
      И дело не в возрасте, а в традициях ваших отношений. Меня, например, с 1-го класса никто не контролировал. Сама вставала по будильнику, сама уроки делала… — так было заведено с самого начала.
      И для ребенка это гораздо лучше, чем успеваемость Вашими силами. И «приучение к труду», в частности, тоже самостоятельное должно быть — привычка трудиться самой, а не под контролем, (как только контроль ослабевает — сразу «расслабон»). Такая привычка нужна, а подконтрольная — нет. Зачем?
      Вопрос самостоятельности не простой… . Загляните на сайт Анны — психолога и педагога: http://annabykova.ru/. Особенно хороша статья «Почему я — ленивая мама». Может, там найдете конкретные советы по Вашему вопросу.

      Ответить
      • Елена

        Спасибо, Надежда, за совет! Обязательно посмотрю.

        Ответить
      • Наталья

        Здравствуйте Надежда. Мы вот тоже, сначала сына контролировали, потом я перешла на другую работу и контроль ослабел, не всегда удавалось делать с ним уроки. Итог, он совсем скатился, стал врать, на уроках невнимателен, над учителем просто издевается, хочет расскажет, хочет нет. При том, что учительница сама говорит, что он очень умный мальчик и если захочет, может учиться на 5. Но! Он не хочет. Наказали, убрали компьютер, приставку, запретили вообще смотреть телевизор…. Ничего не изменилось. И это только 3 класс! Я считаю, что как раз где-то упустила, не доконтролировала. Объясню почему. Старших дочерей, вернее самую старшую (ей 17 лет) контролировала, с боем делали уроки, но контроль был намного жестче чем с сыном сейчас, так вот, она тоже упиралась, не хотела, зато сейчас сама бегает по библиотекам, читает книги разных классиков. А мне говорит, смотря на младшего брата, большое спасибо, что я над ней так билась в младших классах, прямо так и говорит! Сказала что делать уроки внуков мне будет приводить))) Хотя я так иногда ору, что соседи урок наизусть знают. Со средней дочерью проблем не было вообще (ей сейчас 16 лет), так как ей просто нравилась учеба, и легко давалась. Так вот, вывод делаю, что упустила где-то сына, вот так вот махнув рукой и посчитав, что ему это не так важно. Во-первых он не уважает учителя, так как по желанию, может рассказать урок, может нет. Во-вторых он уже перестает уважать и нас, родителей, если ему не страшно, что мама или папа накажут. Ничего из этого хорошего не вижу. Учиться надо. Есть дети, которые сами легко справляются с уроками, а есть, которые хоть и умные, но очень ленивые, и их как раз надо направлять и встряхивать. Я например из второй категории, и если бы не моя лень, добилась бы большего в жизни. Эта лень остается на всю жизнь, просто мы взрослые заставляем себя что-то делать, так как понимаем, что тут все зависит от нас. А ребенок, привыкший с детства к распорядку, ответственности будет жить так всю жизнь. А на счет домашнего обучения тоже выскажу свое мнение (не закидывайте только помидорами), есть школы, вузы, значит надо учиться. Если Ваш ребенок такой одаренный, так тем более пусть покажет другим как надо учиться. Существует общество, и в обществе свои правила, надо их соблюдать. Ничего извращенного и ужасного нам не предлагают. Это как с прививками. Орут мамочки: «А мы вот не хотим ставить своим чадам прививки!» Прекрасно! Ни кто не заставляет, но тогда едьте всей толпой единомышленников на необитаемый остров и там живите припеваючи, т.к. ваши детки потенциально опасны будут для других людей, ведь это не воспитание там какое-то, это БОЛЕЗНИ! Мы что, хотим вернуться в старые века, где даже от ветрянки не было спасения, да и от многих других болезней, которых в наше время почти нет. В общем, что-то я отошла от темы. Не умею красиво писать заумными словами, как Вы, поэтому напишу просто. Мое мнение, что школа нужна, уважать ребенку учителя надо, учить ребенка, что есть вещи, которые надо делать, не смотря на то, хочешь ты или нет, т.к. рискуешь вырасти беспринципным, капризным ребенком, которому совсем не обязательно приходить вовремя на работу, не обязательно выполнять ее добросовестно и т.д. и т.п. (Это не обязательно все такими должны вырасти, но риск, что это будет твой ребенок есть). Зашла к Вам на форум в отчаянии, как исправить свою ошибку недогляда и поняла, что здесь мне делать нечего. Вы извините, но Ваши высказывания мне почему-то напоминают высказывания детей солнца — хиппи. Извините, если чем-нибудь задела, не специально, я ведь тоже просто поделилась своим мнением.

        Ответить
        • Надежда

          Наталья, спасибо, что поделились. Возможно, мой ответ Вам не нужен, но все-таки отвечу — для других, может… Жалко Вашего сына просто. Если Вы сейчас пойдете по пути усиления давления, то это полным ходом к катастрофе! Через пару лет подростковый возраст, а у вас уже такие проблемы с сыном. Он уже бунтует — просто так человек бунтовать не будет, бунтуют против давления. Это проблемы с Вами, а не с ним. У Вас ошибка не «недогляда», а неуважения к сыну, имхо. Он вынужден отстаивать себя даже такими демонстративными способами, потому его за человека не считают. Он научился врать, потому что никто не понимает его…
          На усиление давления будет 2 варианта — он выдержит и станет хулиганом (Вы не оставляете ему другого пути. прессуя) или сломается и пойдет по пути наркоман-алкоголик. И Вы ничего не сможете сделать вообще через несколько лет — Ваше время уходит. Самоконтроль — от слова САМО, он НЕ прививается извне. Извне прививается только ведомость, умение подчиняться, страх. Лень — это недостаток мотивации всего лишь. Я вот вижу хорошее в Вашем сыне — он отстаивает себя любой ценой. Он не боится и не уважает тех, кто уважения не стоит. Это прекрасные черты.
          Сравнивать с девочкам — не вариант. Девочки гибче, им легче удается извернуться и подстроиться без видимого вреда для себя. Правда потом, после такого авторитарного воспитания, девочки имеют проблемы в личной жизни — у меня полный сайт историй, рассказанных такими девочками, от которых волосы дыбом встают. Но Вам же это не важно, да? Главное — чтобы учились хорошо, чтобы маму слушались и уважали?
          Со второй частью Вашего комментария согласна. Даже не понимаю, почему Вы это написали мне. Я тоже против домашнего обучения и считаю школу полезной — школой жизни, где человек получает опыт взаимодействия с обществом. Опыт самостоятельной ответственности — которой он учиться там САМ. И отстаивания себя, в частности :) Прививки тоже ставить нужно и необходимо — ничуть спорю

          Ответить
  13. Виктория Эс | http://uytvdome.ru

    Школа учит дисциплине, в плане того, что нужно прийти домой — сделать уроки, а потом заниматься своими делами, кроме того школа вырабатывает пунктуальность! Но уроки учить — это кошмар, скучно, нудно, порой не интересно! Лично мне в школе нравились следующие предметы: рисование, труд, история, литература!

    Ответить
    • Надежда

      Насчет дисциплины и пунктуальности Вы правы, если только школа учит этому детей, а не родителей. Чаще же именно родители беспокоятся и по поводу уроков и по поводу опозданий… А дети учатся «надеяться на секретаршу» и обходить родильский контроль :cry:

      Ответить
  14. Алексей | http://thebestvoyage.ru

    Хорошая статья! У меня племянница в этом году пойдет в школу. Учил ее считать и писать, но, оказывается, она быстрее всего освоила простейшие навыки работы на компьютере, чем. Быстрее всего научилась печатать в гугле слово «игры» :)
    Не так важно, как тебя оценят другие. Гораздо важнее, как ты сам оцениваешь свои возможности. Никакая награда и никакая оценка не могут адекватно отразить знания и способности человека. Это я понял на своем опыте и этому я буду учить детей. Но поймут ли они, не пройдя через это своими силами?

    Ответить
    • Надежда

      Спасибо! Да, дети 21 века больше с компом на «ты», чем с ручкой. Мой в 3 года уже самостоятельно с ним обращается :)
      Если Вы сами убеждены и так живете, и будете этому учить — поймут, не сомневайтесь! Дети хорошо перенимают наш взгляд на мир ;-)

      Ответить
  15. Елена | http://babyandbook.ru/

    Эту статью надо раздавать на классных собраниях. Я помню, как гордо протягивала свой аттестат с оценками при поступлении в Вуз, а вкладыш с моими результатами мне просто кинули обратно в окошко за ненадобностью! Это был первый звоночек. Потом я работала в школе и навсегда усвоила — оценка ученика — это заслуга учителя. Если учитель не может интересно подать материал, завоевать авторитет у учеников и желание любить его предмет — то как он может с них что-то требовать? Сейчас все больше убеждаюсь, что энциклопедические знания не приводят к видимым достижениям — большинство профессий требуют средний уровень знаний в лучшем случае!!! Нам до школы еще много лет, но я уже не в восторге от перспективы отдавать туда сына. Шаблонность мышления, косность, давление, обдираловка родителей, агрессивность и показушнечиство — вот лицо современной школы. Мне хочется, чтобы мой сын вырос гармоничной личностью с правом выбора своего пути, а не картонным человечком с механическими мозгами.

    Ответить
    • Надежда

      Спасибо, Елена! :grin:
      Могу Вас утешить — воспитание заканчивается к 5 годам. Если Вы сможете дать своему сыну «путевку в жизнь» в виде самостоятельного и критичного мышления, и воспитаете его в стиле уважения к личности до школы, то школа уже будет ему не страшна — по своему знаю ;) Не так просто самостоятельную личность загнать в шаблоны — даже 7-ми летнюю!

      Ответить
      • Наталия Хоробрых | http://horobryh.com

        Надежда, значит, вам везло с учителями и одноклассниками, если вы считаете, что это не так просто… Такие вещи происходят сплошь и рядом элементарно.

        Ответить
        • Надежда

          Наталия, такие вещи происходят с детьми, воспитанными садиком и «прессуемыми» родителями. Много ли детей «с самостоятельным и критичным мышлением»? Это зависит от родителей.
          Мой сын был в первом классе в конфликте со всеми… До сих пор не со всем классом дружит, и не все учителя его «по головке гладят». Но он нашел несколько друзей, с которыми и общается, а с учителями я всегда его поддерживаю морально и принимаю его сторону, если что.
          Мне самой одноклассники вообще были не интересны — я общалась в компании более старших. А с учителями спорила — класса с 6-го… Некоторые относились с уважением, другие — нет, и «мстить» начинали, «на место ставить»… Конечно, репутация «отличницы» была очень на руку ;)

          Ответить
    • Анна | http://mamalama.by/

      Елена, Да! Про раздавать на классных собраниях — это точно! Меньше невротических переживаний и детям и родителям бы было!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

* Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности