Личное мнение или общие стереотипы?

Личное мнение или в плену стереотиповМы живем во времена свободы и уважения прав человека - по крайней мере, формально. У нас есть право иметь свое личное мнение, право на свободу совести. Ценность взгляда отдельной личности проникла даже в науку - там уже давно нет никакой "истины", а есть лишь доказанные "мнения". Такого в истории еще не было - и очень здорово, что мы до этого дожили! Наконец, ничем не стесняемые, все стали свободными и самобытными личностями. А теперь посмотрим на реальность.

Если раньше, чтобы отстоять свое мнение, нужно было его обосновать, противостоя "общей" идеологии, для чего приходилось и думать, и проявлять изрядное мужество - то теперь ничего этого не нужно. Разве что в науке еще требуется обоснование и доказательства, а в жизни - нет. Человек говорит: "Я считаю, что..." - и начинает сыпать самыми избитыми штампами, стереотипами и предрассудками, которыми забито информационное пространство. Знакомая картина?

Не поспоришь - имеет право на "свое мнение". И ладно бы, если бы человек сознательно разделял эти стереотипы - то есть пришел к согласию с ними в результате критического анализа, сравнения, размышления. Но нет - он их прочитал в газетке, услышал по телевизору, от соседки, в соц. сети подцепил... - просто принял на веру, не задумываясь. "Свобода" и доступность информации сыграли с нами злую шутку - думать стало не нужно. Впрочем, с этим всегда были проблемы.

Но это еще полбеды. Зачем думать и "изобретать велосипед", если в наш просвещенный век уже почти все известно? Разве не достаточно просто приобщиться к знаниям, к мудрости человечества, чтобы жить и заниматься своими делами - не всем же быть философами и учеными? В чем-то было бы достаточно, если бы качество "знаний" было высоко и не нужно было бы фильтровать "мусор". А в том, что касается важных, определяющих жизнь вопросов никак не обойтись без размышлений - хотя бы потому что ответов на них много, и из них нужно выбирать.

Однако, если в профессиональной области, например, мы учимся годами в вузах, разбираясь в массе знаний, то в том, что касается нашей жизни мы почему-то легко довольствуемся расхожими стереотипами очень сомнительного качества. Это вопросы мировоззрения и картины мира, смысла жизни и целей, религии, иерархии ценностей, отношений с собой и с другими, семьи, воспитания детей, счастья, успеха, развития, духовности, возможностей, здоровья... То, как человек на эти вопросы отвечает, определяет его, как личность, не говоря уже о том, что по ним он выстраивает свою жизнь и судьбу.

Почему же в этих важнейших вопросах мы так легкомысленно руководствуемся сомнительной мудростью, даже не поинтересовавшись ее источниками? Нас убаюкивает то, что так считают почти "все" - а значит, это "истина"? Не могут же все ошибаться? - Еще как могут! Если бы все были так мудры, чтобы с одного взгляда отличить ложь от правды, то реклама, например, не имела бы никакого успеха. Также не было бы таких явлений, как навязанная идеология или "нормы".

Реальность такова, что наш информационный век богат не просто информацией, но и ложной информацией, которой едва ли не больше в свободном доступе. А те, кто ее производит и распространяет, достаточно хорошо понимают человека, чтобы успешно замаскировать ложь и сделать ее привлекательной - работа у них такая. И даже без умысла - сами люди чаще распространяют то, что близко, понятно, щекочет чувства, дает иллюзию простого решения...

Все хотят быть счастливыми и успешными, но мало кому это удается. И проблема не только в неверных представлениях о том, что такое счастье и как его достичь, а в жизненной позиции, которая как сформирована мифами и стереотипами, так и транслирует их вокруг. Человек, не берущий судьбу в свои руки, не имеющий четкой картины мира и плана достижения своих целей, ориентирующийся на внешний мир, вряд ли чего-то достигнет. Хотя, конечно, можно и нужно пользоваться источниками чужой мудрости - но сознательно.

Разобраться в бурном море информации и проложить курс в виде своего мнение непросто. Постоянно подвергать критическому анализу мощный и непрерывный поток информации нереально. Но реально попытаться проанализировать хотя бы что-то, поискать достоверную информацию по вопросам, которые важны, и составить действительно свое мнение.

Отличить личное мнение от навязанного (принятого на веру) очень легко - свое мнение человек может обосновать. Он может воспроизвести рассуждения, которые привели его к такому выводу, привести какие-то аргументы в его пользу. Когда речь идет о штампах и стереотипах, они транслируются, как непреложная истина: "Это так - потому, что это так и не иначе!" А на уточняющие вопросы человек ответить не в состоянии - в лучшем случае воспроизведет заученные же чужие аргументы.

Примеры стереотипов и предрассудков

  1. Предрассудки псевдонаучные. Серия "британские ученые доказали" или "с точки зрения науки".  К науке не имеют никакого отношения, но поинтересоваться тем, что же реально наука говорит по какому-то вопросу, мало кому приходит голову. Само упоминание науки вызывает безусловное доверие. Поэтому этот прием используют все, кому не лень, - от продавцов чудо-товаров до сектантов. И все бы ничего, если бы на основе этих предрассудков не формировались мировоззренческие установки, руководство которыми бывает опасно для здоровья как тела, так и психики. Пример - спекуляции на тему теории эволюции, порождающие самые дикие установки о сущности человека, типа социального дарвинизма или мифа о первобытной пещере. Сюда же можно отнести и многочисленные "советы" для здоровья, якобы основанные на науке - от мифов о сексе до рекомендаций пить побольше воды.
  2. Предрассудки религиозные и антирелигиозные. Чтобы составить свое отношение к какой-либо религии, нужно хотя бы поинтересоваться тем, чему она учит, а это скучно. Проще довольствоваться расхожими стереотипами, благо плоды антирелигиозной пропаганды еще не сгнили, а теперь и религиозная добавилась. Но отношение к религии - во-первых, часть картины мира, по которой мы строим жизнь. А во-вторых, у нас есть религиозная потребность. И потому лучше в этом вопросе разбираться. Люди, отвергающие мировые религии, например, часто оказываются жертвами опасных сект и учений - всего лишь потому, что образ мировых религий дискредитирован. Религиозные женщины десятилетиями терпят тиранов из-за неверно понятого "смирения", а тираны оправдываются Писанием, также искаженным недобросовестными проповедниками. Те, кто считают себя "атеистами" тоже не в лучшем положении - там тоже предрассудков хватает...
  3. Предрассудки ценностные - о том, что "хорошо", а что - "плохо".  Имеется в иду не голос совести, как нравственный закон.  А моральные нормы, возведенные в категории добра и зла, или вообще иррациональные вещи, которые люди иногда объявляют "хорошими или плохими", будучи не в состоянии объяснить почему. Например, "порядок - это хорошо", причем настолько хорошо, что он часто ставится выше людей. Или "негативные эмоции, особенно гнев - это плохо". Вопрос нравственности и ценностей очень сложный, требующий большой внутренней работы. Но его важность трудно переоценить - это основа основ нашей жизни.
  4. Гендерные стереотипы, вещающие "от имени науки" и "древних традиций" одновременно. Мало того, что они не имеют отношения ни к науке, ни к религиям, они провозглашают половую принадлежность столь важной, что она якобы определяет практически все сферы жизни, вплоть до ее смысла иногда. Гендерные стереотипы зачастую перекрывают человеку возможность развития личности и реализации (миф о "женском предназначении", например).  Самое грустное, что и личные отношения они осложняют, сводя их к исполнению половых ролей, сея непонимание и вражду. Примеры: "Главное в жизни женщины - семья, мужчины - карьера", "Женщина - слабая и зависимая, мужчина - сильный и независимый". Активными распространителями и авторами гендерных стереотипов сейчас выступают многочисленные женские тренинги. Есть и экстремистские варианты.
  5. Стереотипы, связанные с воспитанием детей. В этой области, что радует, все-таки ведется просвещение педагогами и психологами. Но, увы, еще живы такие установки, как "мальчиков нельзя баловать", "нужно заставлять ребенка есть любой ценой", "ребенок должен учится как можно лучше", "ребенок должен слушаться", "ребенок должен расти  полной семье" - тоже любой ценой и т. п. Самые вредные стереотипы в этом вопросе, на мой взгляд, сводятся к поддержке авторитарных замашек родителей и учителей. И тут уже вопрос далеко не просто "веры" в них, а работы над собой.
  6. Суеверия. Эзотерика богата привлекательными и очень токсичными установками. А в нашем инфопространстве, к сожалению, она давно занимает огромное место и воспринимается, как само собой разумеющееся. Это не просто вера в гороскопы, приметы, "несчастливые" дни и прочую мистику. Но и такие установки, как: "мысль материальна", "страхи сбываются", "законы" притяжения, бумеранга и проч. Неверно понятое влияние мыслей на судьбу - миф о том, что достаточно мечтать о чем-то или визуализировать желаемое, чтобы это непременно получить. Чудес не бывает, но вера в них может отнять у нам много лет жизни, которые можно потратить на реальные достижения.
  7. Остальная "мудрость", в том числе "народная", типа: "Счастье - это когда тебя понимают", "Деньги - зло", "Не согрешишь - не покаешься", "Ложь во спасение"... Список можно продолжать до бесконечности.

Стереотипы и развитие личности

Независимо от того, сознательно человек разделяет какие-то стереотипы или просто им поверил, их влияние на его жизнь огромно. Убеждения, в отличие от страхов, "сбываются" всегда - потому, что ими человек руководствуется. Избитый пример из тренингов личностного роста: человек, имеющий установку "не в деньгах счастье", никогда не добьется финансового успеха, сколько бы ни мечтал, представляя себе пачки долларов.

Почему же мифы и стереотипы пользуются таким успехом? Во-первых, потому, что они часто ярко оформлены. Афоризм настолько красив и лаконичен, что содержание отходит на второй план - кажется, что это и есть "мудрость". А еще они часто служат оправданием наших недостатков и слабостей. Не хочется признаваться себе в лени и пассивности? - "деньги - не главное", а "карьеристы - плохие". Не хочется брать на себя ответственность? - мифы о "судьбе" или "женском предназначении" к нашим услугам. Даже не важно, кто и зачем это придумал - мудрец, шарлатан или просто шутник... По этой причине за предрассудки часто цепляются вопреки всякой логике.

Еще один важный пункт в пользу отказа от мифов - по больше части они устарели. Современная жизнь так стремительно меняется, что хочется чего-то незыблемого, потому за мудростью часто обращаются в прошлое. Это могут быть пословицы, обычаи или традиции. Отчаяние наше понятно. Но "мудрость веков" не может спасти нас сегодня, как бы нам этого ни хотелось, даже если она и и была актуальна раньше. Как взрослый человек, притворившись ребенком, не решит своих проблем, так и суждения о явлениях жизни на основании мифов и стереотипов прошлого мешают разобраться в сути этих явлений, одновременно создавая иллюзию "понятности". Эта иллюзия наиболее вредная - уж лучше полное непонимание, чем псевдо-понимание, которое блокирует работу мысли.

Для того, чтобы составить свое личное мнение по какому-то вопросу нужна, во-первых, как можно более полная информация, а во-вторых, критический анализ этой информации с выводами. Личность в этом ракурсе - это человек, занимающий определенную позицию по отношения к чему-либо, которую он может отстоять. Да, может у нас и не получится освободиться от всех предрассудков своего времени - даже не у всех великих это получалось, но стремиться к этому, я полагаю, нужно. И хотя бы на основные вопросы - типа "смысла жизни", необходимо дать себе сознательный, личный ответ. И это и будет, в частности, нашим развитием. Конечно, личность - это не только сознательные убеждения, и развитие личности не исчерпывается выработкой своего мнения, но без него тоже не возможно.

Вопрос во что мы верим, что является нашими убеждениями, и наши ли они? слишком важен, чтобы быть скучным. Предлагаю взять вместе начать со всем этим разбираться и составить. Можно начать разговор, например, с вопросов "Что такое личность?" или "смысл жизни и предназначение". Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, какие вопросы вам кажутся актуальными и почему? Может, даже предложите на разбор какие-нибудь расхожие "истины" или поделитесь своим опытом анализа, освобождения от стереотипов и предрассудков и составления своего мнения? Подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи!

© Надежда Дьяченко

Надежда
Психологическая помощь в развитии личности и решении личностных и семейных проблем, поддержка в выходе из деструктивных отношений ► ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ◄
Главная » Психология личности » Личное мнение или общие стереотипы?
129 Личное мнение или общие стереотипы?
  1. Сергей

    Надежда Когда я вам говорил что атеисты основном безнравственные ,вы оспорили и хотели от меня доказательств. Теперь оказывается и сами видите такие закономерности

    Ответить
    • Надежда

      Сергей, смотря что именно и в каком контексте Вы говорили. Я пояснила, какого рода закономерности я вижу — они не линейны. Бывают с тем же успехом и религиозные люди безнравственны, кстати, разве по иным основаниям.
      А требовать обоснований я вообще люблю :) Если напомните, где мы с Вами об этом говорили — проясним. Поиск по Вашим комментариям не нашел упоминаний «атеистов» и даже «атеизма»…

      Ответить
    • Лина

      Сергей, да и вообще все атеисты являются скрытыми сатанистами :)

      Ответить
  2. Сергей

    Лина мимо

    Демагогические приемы с киданием в крайности оставьте при себе .

    Ответить
    • Лина

      Это был сарказм, но раз на то пошло, то возможно часть людей, сами того не подозревая, по сути являются лавеистами. Так что, какая-никакая, а доля правды в моей шутке есть. Очень странна ваша зацикленность на атеистах-безнравственных, моральных уродов, хотя тут спорить не о чем. Или вы хотите составить статистику количества безнравственных людей среди атеистов?

      Ответить
  3. Сергей

    Опять .

    «Очень странна ваша зацикленность на атеистах-безнравственных, моральных уродов,»

    Не нужно мне приписывать свои слова

    Ответить
  4. Лина

    Ок. Ваши слова:»Надежда Когда я вам говорил что атеисты основном безнравственные ,вы оспорили и хотели от меня доказательств. Теперь оказывается и сами видите такие закономерности» Вас настолько не отпускает это тема, что так живо среагировали на комментарий автора? Вас задело, что кто-то решил подвергнуть сомнению ваши утверждения и потребовал «доказательств»? Не бомбите уже. Автор пришел к такому выводу, опираюсь на свои знания, наблюдения и опыт, а вы на свои.

    Ответить
  5. Ирина

    Не совсем ясно «мнение» автора о теории эволюции. Надежда пишет о недоказанности теории эволюции, но ошибается в этом факте. Надежда, Вы изучали эволюционное учение? Изучали труды об эволюции? Или это «мнение» из категории тех, что Вы осуждаете?

    Ответить
    • Надежда

      Ирина, я поправила статью, более точно сформулировав то, что хотела сказать по этой теме.
      Если Вам интересно о теории эволюции, то я, конечно, не могу себя назвать специалистом по этому вопросу. Но, насколько мне известно (из университета), таки да, она не доказана в полной мере, и вообще там все неоднозначно (как и везде в науке, впрочем)… Я лично могу оставить биологам решение этого вопроса, заняв позицию агностика, потому что для меня он не важен. А почему Вы спрашиваете? Что Вы хотите узнать и зачем — т.е. что зависит от того или иного моего ответа?
      Если говорить о «мнении» относительно той или иной научной теории, то оно имеет смысл, только при занятии соответствующей наукой или в той мере, в какой она вообще касается деятельности человека. В моей сфере, например, мне интересны философские постулаты, выводящиеся из теории эволюции, и психологические мотивы ее защитников и противников. И то, и другое существует абсолютно независимо от «факта» доказанности или недоказанности этой теории, отчасти даже предшествует ее зарождению и инициирует дискуссии вокруг этой темы, гораздо более горячие, чем того стоит одна из бесчисленных научных теорий. Вот по этому поводу у меня есть мнение, если угодно :)

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

* Нажимая на кнопку "Отправить", я соглашаюсь с политикой конфиденциальности